Привет! Продолжаем разбираться в микрофонах, которые можно использовать для записи гитар и не только. Рассмотрим более подробно, что такое конденсаторные и ленточные мирофоны.
Среди популярных моделей микрофонов с большой диафрагмой можно выделить модель Neumann U87, его предшественником были U67 и U47 (ламповые и FET), которые продавались как компанией Neumann, так и Telefunken. В одном ряду с ним можно поставить AKG C414B-ULS.
Микрофон U87 имеет капсюль с широкой мембраной, три переключаемых режима направленности: круговая, кардиоидная и восьмерка. На задней панели этого микрофона расположен переключатель, включающий аттенюацию 10 дБ. Гарантируемая передача звука без искажений возможна примерно до 127 дБ. У данной модели есть обрезной фильтр частот, предназначенный для их корректировки на любом варианте направленности, что необходимо для отсекания низкочастотных шумов. В режиме кардиоидной направленности идеальное расстояние от источника для него 30-40 см и 15-20 см в режиме восьмерки (режим направленности). Обычно данная модель используется при озвучке фильмов, как основной микрофон для записи оркестра, при увеличении направленности можно использовать его для вокала, солирующего инструмента.
Конденсаторные микрофоны с малой диафрагмой, например, Neumann KM84 или Sennheiser в MKH40, изначально разрабатывались как микрофоны для записи классической студийной записи, поэтому они имеют очень высокий коэффициент усиления и очень низкий уровень шума. С ними можно получить очень чистый звук и способны качественно принять звук с различных источников одновременно.
Ленточные микрофоны, несмотря на свою хрупоксть, наверно лучше всего подойдут для гитарной записи. Среди основных можно выделить производителей Beyerdynamic, Coles, RCA и Royer. Eddie Kramer считал, модель Beyer M160 лучшим гитарным микрофоном, на котором им были сделаны записи Хендрикса и Led Zeppelin.
Ленточный микрофон конструктивно отличается от других типов профессиональных микрофонов. Он состоит из специального магнита U-образной формы, а также гофрированной ленты (обычно из фольги), которая закреплена в магнитонапряженной выемке. Таким образом, лента из алюминиевой фольги повторяет колебания воздуха, создавая электрический сигнал, который, в свою очередь, передается на первичную обмотку трансформатора. Данные типы микрофонов являются профессиональными и часто используются для комплексного оснащения студий звукозаписи. Популярность данного оборудования во многом обусловлена его преимуществами перед аналогами. Ленточные микрофоны отличительны отсутствием собственного резонанса, у пользователя имеется превосходная возможность механической настройки частотной полосы восприятия в зависимости от индивидуальных потребностей и условий эксплуатации. Такие микрофоны обладают эффектом мягкой компрессии, оригинальной окраской верхней части тембра, что незаменимо при записи струнных музыкальных инструментов.
Давайте сейчас попробуем посомотреть на разницу в записи сингл и нескольких микрофонов одновременно при записи гитары. Даже при использовании одного микрофона для записи профессионалы могут очень много сказать о том, где можно разместить его. При испльзовании одного динамика в усилители здесь немного проще, но совсем другая ситуация, если вы будете использовать, например кабинет 4х12, в котором каждый из динамиков может звучать по разному. Можно эксперементировать и перемещать микрофон, обычно чуть правее от центра диффузора или в различных смещениях от оси (под углом, так звук получается чуть «теплее»). Если используются направленные микрофоны, такие как кардиоидные или с направленностью «восьмерка» (диаграмма направленности, при которой микрофон одинаково чувствителен к сигналам, идущим спереди и сзади, и абсолютно нечувствителен к звуку, идущему с боков), которые показывают различные частотные характеристики от основной оси (рабочей осью микрофона является направление его преимущественного использования и обычно совпадает с осью симметрии микрофона, если конструкция микрофона не имеет оси симметрии, то направление рабочей оси указывается в технических условиях), то тут как правило все оттенки звук можно получить эксперементирую с положением микрофона в пределах этой оси, вне её звук, как правило, получается более «бедный». Вот высказывания некоторых звукоинженеров, по вопросу подобного размещения микрофонов:
Chuck Ainlay: «Я обычно начинаю с Shure SM57 на усилителе, но не прямо на оси с середины динамика, а под углом по направлению к середине динамика.»
Jay Graydon: «Я позиционирую микрофон на расстоянии примерно один дюйм слева от края центра динамика, используя угол в 22 градуса и расстояние около дюйма от решетки динамика.»
Andy Johns: «Я много лет использовал для записи электрических гитар два микрофона Shure SM57, один был расположен прямо, другой под углом 45 градусов.»
Ben Hillier: «Обычно я ставлю микрофон на расстоянии до шести-фосьми футов, для того, чтобы захватить еще и особеннсоти звука, которые придает ему записываемое помещение.»
Конечно нет единого мнения о подобном размещении микрофона и получаемом звуке, но большинство склоняются к мнению Chuck Ainlay.
Пример записи Shure Sm 57 — правое расположение микрофона
Пример записи Shure Sm 57 — левое расположение микрофона
Пример записи Shure Sm 57 — левое + правое расположение микрофона
Пример записи AKG C3000 — правое расположение микрофона
Пример записи AKG C3000 — левое расположение микрофона
Пример записи AKG C3000 — левое и правое расположение микрофона
Перед переходом к теме записи при использовании двух и более микрофонов, думаю нужно более подробно остановиться в типах направленности микрофонов. И так:
Восьмёрка — диаграмма направленности, при которой микрофон одинаково чувствителен к сигналам, идущим как сзади так и спереди и абсолютно нечувствителен к звуку, идущему с боков.
Полукардиоидная диаграмма направленности обычно используются при необходимости расположить микрофон на поверхности стола.
Гиперкардиоидная диаграмма направленности сравнима с суперкардиоидной. Она отличается от неё тем, что имеет сравнительно более узкую зону чувствительности спереди и более широкую сзади.
Суперкардиоидная направленность имеет спереди более узкую зону захвата звука, чем микрофон с кардиоидной направленностью. Он частично захватывает звук, идущий непосредственной сзади, но также имеет две области абсолютной нечувствительности по бокам сзади.
Кардиоидная направленность дает нам возможность не захватывать звук, идущий сзади.
Полусферическая направленность дает чувствительность только к сигналам, исходящим из одной полусферы окружающего помещения. Такую направленность имеют микрофоны с краевым эффектом (PZM — Pressure Zone, поверхностные).
Микрофоны с кардиоидными направленностями относятся к так называемым «направленным» или «однонаправленным» микрофонам.
Всенаправленный микрофон чувствителен к сигналам, идущим со всех направлений, это как его минус, так и его плюс. При неправильном расположении его можем получить «венегрет» из различных звуков в сумме с увеличенными пиками.
В последней части нашего микрофонного разбора мы закончим вопрос с типами микрофонов и узнаем в чем особенности записи с двуми и более микрофонами.