гриффины и колдплэй

У меня все ходы записаны! Записываем гитару через микрофон (часть 2)

Привет! Продолжаем разбираться в микрофонах, которые можно использовать для записи гитар и не только. Рассмотрим более подробно, что такое конденсаторные и ленточные мирофоны.

Среди популярных моделей микрофонов с большой диафрагмой можно выделить модель Neumann U87, его предшественником были U67 и U47 (ламповые и FET), которые продавались как компанией Neumann, так и Telefunken. В одном ряду с ним можно поставить AKG  C414B-ULS.

Neumann U87

Neumann U87

Микрофон U87 имеет капсюль с широкой мембраной, три переключаемых режима направленности: круговая, кардиоидная и восьмерка. На задней панели этого микрофона расположен переключатель, включающий аттенюацию 10 дБ. Гарантируемая передача звука без искажений возможна примерно до 127 дБ. У данной модели есть обрезной фильтр частот, предназначенный для их корректировки на любом варианте направленности, что необходимо для отсекания низкочастотных шумов. В режиме кардиоидной направленности идеальное расстояние от источника для него 30-40 см и 15-20 см в режиме восьмерки (режим направленности). Обычно данная модель используется при озвучке фильмов, как основной микрофон для записи оркестра, при увеличении направленности можно использовать его для вокала, солирующего инструмента.

Конденсаторные микрофоны с малой диафрагмой, например, Neumann KM84 или Sennheiser в MKH40, изначально разрабатывались как микрофоны для записи классической студийной записи, поэтому они имеют очень высокий коэффициент усиления и очень низкий уровень шума. С ними можно получить очень чистый звук и способны качественно принять звук с различных источников одновременно.

Ленточные микрофоны, несмотря на свою хрупоксть, наверно лучше всего подойдут для гитарной записи. Среди основных можно выделить производителей Beyerdynamic, Coles, RCA и Royer.  Eddie Kramer считал, модель Beyer M160 лучшим гитарным микрофоном, на котором им были сделаны записи Хендрикса и Led Zeppelin.

Beyer M160

Beyer M160

Ленточный микрофон конструктивно отличается от других типов профессиональных микрофонов. Он состоит из специального магнита U-образной формы, а также гофрированной ленты (обычно из фольги), которая закреплена в магнитонапряженной выемке. Таким образом, лента из алюминиевой фольги повторяет колебания воздуха, создавая электрический сигнал, который, в свою очередь, передается на первичную обмотку трансформатора. Данные типы микрофонов являются профессиональными и часто используются для комплексного оснащения студий звукозаписи. Популярность данного оборудования во многом обусловлена его преимуществами перед аналогами. Ленточные микрофоны отличительны отсутствием собственного резонанса, у пользователя имеется превосходная возможность механической настройки частотной полосы восприятия в зависимости от индивидуальных потребностей и условий эксплуатации. Такие микрофоны обладают эффектом мягкой компрессии, оригинальной окраской верхней части тембра, что незаменимо при записи струнных музыкальных инструментов.

Давайте сейчас попробуем посомотреть на разницу в записи сингл и нескольких микрофонов одновременно при записи гитары. Даже при использовании одного микрофона для записи профессионалы могут очень много сказать о том, где можно разместить его. При испльзовании одного динамика в усилители здесь немного проще, но совсем другая ситуация, если вы будете использовать, например кабинет 4х12, в котором каждый из динамиков может звучать по разному. Можно эксперементировать и перемещать микрофон, обычно чуть правее от центра диффузора или в различных смещениях от оси (под углом, так звук получается чуть «теплее»). Если используются направленные микрофоны, такие как кардиоидные или с  направленностью «восьмерка» (диаграмма направленности, при которой микрофон одинаково чувствителен к сигналам, идущим спереди и сзади, и абсолютно нечувствителен к звуку, идущему с боков), которые показывают различные частотные характеристики от основной оси (рабочей осью микрофона является направление его преимущественного использования и обычно совпадает с осью симметрии микрофона, если конструкция микрофона не имеет оси симметрии, то направление рабочей оси указывается в технических условиях), то тут как правило все оттенки звук можно получить эксперементирую с положением микрофона в пределах этой оси, вне её звук, как правило, получается более «бедный». Вот высказывания некоторых звукоинженеров, по вопросу подобного размещения микрофонов:

Chuck Ainlay: «Я обычно начинаю с Shure SM57 на усилителе, но не прямо на оси с середины динамика, а под углом по направлению к середине динамика.»

Jay Graydon: «Я позиционирую микрофон на расстоянии примерно один дюйм слева от края центра динамика, используя угол в 22 градуса и расстояние около дюйма от решетки динамика.»

Andy Johns: «Я много лет использовал для записи электрических гитар два микрофона Shure SM57, один был расположен прямо, другой под углом 45 градусов.»

Ben Hillier: «Обычно я ставлю микрофон на расстоянии до шести-фосьми футов, для того, чтобы захватить еще и особеннсоти звука, которые придает ему записываемое помещение.»

Конечно нет единого мнения о подобном размещении микрофона и получаемом звуке, но большинство склоняются к мнению Chuck Ainlay.

Пример записи Shure Sm 57 — правое расположение микрофона

Пример записи Shure Sm 57 — левое расположение микрофона

Пример записи Shure Sm 57 — левое + правое расположение микрофона

Пример записи AKG C3000 — правое расположение микрофона

Пример записи AKG C3000 — левое расположение микрофона

Пример записи AKG C3000 — левое и правое расположение микрофона

Перед переходом к теме записи при использовании двух и более микрофонов, думаю нужно более подробно остановиться в типах направленности микрофонов. И так:

Диаграмма направленности: "Восьмерка"

 

 

Восьмёрка — диаграмма направленности, при которой микрофон одинаково чувствителен к сигналам, идущим как сзади так и спереди и абсолютно нечувствителен к звуку, идущему с боков.

 Диаграмма направленности: полукардиоидный.

Полукардиоидная диаграмма направленности обычно используются при необходимости расположить микрофон на поверхности стола.

Диаграмма направленности: гиперкардиоидный

Гиперкардиоидная диаграмма направленности сравнима с суперкардиоидной. Она отличается от неё тем, что имеет сравнительно более узкую зону чувствительности спереди и более широкую сзади.

суперкардиоидный

Суперкардиоидная направленность имеет спереди более узкую зону захвата звука, чем микрофон с кардиоидной направленностью. Он частично захватывает звук, идущий непосредственной сзади, но также имеет две области абсолютной нечувствительности по бокам сзади.

 Диаграмма направленности: кардиоидный

Кардиоидная направленность дает нам возможность не захватывать звук, идущий сзади.

Диаграмма направленности: полусферический

Полусферическая направленность дает чувствительность только к сигналам, исходящим из одной полусферы окружающего помещения. Такую направленность имеют микрофоны с краевым эффектом (PZM — Pressure Zone, поверхностные).

Микрофоны с кардиоидными направленностями относятся к так называемым «направленным» или «однонаправленным» микрофонам.

Диаграмма направленности: всенаправленный.

Всенаправленный микрофон чувствителен к сигналам, идущим со всех направлений, это как его минус, так и его плюс. При неправильном расположении его можем получить «венегрет» из различных звуков в сумме с увеличенными пиками.

В последней части нашего микрофонного разбора мы закончим вопрос с типами микрофонов и узнаем в чем особенности записи с двуми и более микрофонами.

 

Информация о статье
Записываем гитару через микрофон
Статья
Записываем гитару через микрофон
О чем статья
Особенности записи электрогитары через микрофон и основные технические моменты.
Автор
Бренд
+CubozoaRu
Логотип

Подробнее о 

Разработка, изготовление уникальных, программируемых блоков питания для педалей эффектов гитар.