гриффины и колдплэй

У меня все ходы записаны! Записываем гитару через микрофон (часть 1)

«Самая глупая вещь, которую может сделать любой музыкант», отмечает Tony Platt, «состоит в том, чтобы просто включить гитару и записать ее без предварительной настройки и расстановки микрофонов». Кстати, Сэм Филипс (человек открывший и записывающий например: Элвиса Пресли, Джонни Кэша, Джерри Ли Льюиса, Карла Перкинса, Роя Орбисона), вспоминал, что самое главное, что он усвоил в молодости, когда работал на первых радио студиях, это необходиомсть правильно выбрать и расставить микрофоны так, чтобы при их минимуме получалось выделить как инструменты, так и голос музыканта.

Существует много вещей, которые гитарист может сделать для звука, меняя гитару, струны, звукосниматели, усилители…, но с точки зрения инженера звукозаписи важно думать еще и о том, как гитарный усилитель будет взаимодействовать с помещением. Многие инженеры звукозаписи, отмечают, что для записи разных инструментов приходилось иногда менять помещения, так как каждый мог звучать или не звучать в одной комнате или только в одном конкретном углу.

Одной из причин изменения звука в разных частях комнаты является то, что звук отражается от стен помещения и достигает микрофона, который используется для записи, позже, чем звук, идущий непосредственно от усилителя, в результате чего мы получим «фазу отмены» (phase cancellation) — по сути серию пиков и провалов в записанных частотах, появление которых связано с задержкой между прямой и отраженной звуков. Поэтому очень важен подбор типа микрофона под конкретное помещение и источник звука.

"фаза отмены"

«фаза отмены»

Кейт Олсен (Keith Olsen — продюссер, работающий Fleetwood Mac, Ozzy Osbourne, the Grateful Dead, Whitesnake, Pat Benatar, Heart, Santana, Foreigner, Journey and Emerson, Lake & Palmer…) для минимизациий этой проблемы предлагает менять угол наклона усилителя. Лео Фендер, например для этого, сделал подставки (ноги) под свой Fender Twin, с помощью которых можно было менять высоту усилителя.

Некоторые звукоинженеры, например Джей Грейдон,  размещали гитарный усилитель на стойке барабана для записи определенных звуков, стойка устраняла низко частотные колебания, появляющиеся при сцеплении с полом и более ярко выделяла средние частоты.

На следующем примере демонсрируется влияние положения усилителя. Записи сделаны на Fender Telecaster b Fender Twin Reverb, микрофон Shure SM57, размещенный непосредственно на центральной оси диффузора и в 15 сантиметрах от его решетки:

Средняя комната

 Маленькая комната — центр

Маленькая комната — центр, усилитель поднят

Маленькая комната — угол

Другой подход можно назвать мульти-усилительным и смысл его в том, что некоторые звукоинженеры пошли дальше расстановки микрофонов и стали разрабатывать оборудование, позволяющие разделять сигналы гитариста на несколько усилителей и потом записывать их одновременно.  Например, Джо Барреси любитель такого подхода, использует специальный гитарный сплиттер, например Little Labs PCP. Майк Хеджес также использует этот подход и говорит, что в результате получаем несколько треков, которые можно использовать в различных вариациях и гибко менять при записи с другими инструментами.

Вообще разбираться во всех тонкостях микрофонов дается не многим. Первое что нужно понимать — каждая модель микрофона звучит различно. Ниже можно послушать пример записи гитариста и  пяти различных микрофонов:

Shure SM57

AKG C414BXLS

Shure KSM137

Sennheiser MD421

sE Electronics R1

Записи были сделаны пятью микрофонами, установленными на оси как можно ближе к друг другу, расположены в центре диффузора на расстоянии около 15 сантиметров.

При комбинировании микрофонов, можно добиться более лучших характеристик. Например ниже представлены записи пар Shure SM57 с Sennheiser MD421 и Shure SM57 с AKG C414B.

SM57 и MD421

SM57 и C414BXLS

Когда дело доходит до записи электрогитары, то многие останавливаются на Shure SM57, который является наиболее популярным, проверенным, надежным, кардиоидным, динамическим микрофоном. Постепенный подъем его частотной характеристики на средних частотах способствует чистой и четкой передаче звучания музыкальных инструментов и теплому, богатому воспроизведению вокала. SM57 незаменим при подзвучке ударных, перкуссии и инструментальных усилителей.
Микрофон отлично подходит для работы с ансамблями, акустическими и электрическими гитарами, банджо, медными и деревянными духовыми, электропиано, электроорганами, эффектом Лесли, рабочим барабаном, томами, тарелками и хай-хэтом.

Кардиодный микрофон Sennheiser MD421стоит на втором месте по популярности, имеет более широкий частотный диапазон. Модель спроектирована для применения в студиях звукозаписи, а также в области радиовещания и имеет все необходимые для этого характеристики. Микрофон обладает пятипозиционным ослабляющим фильтром нижних частот, позволяющим более тонко настроить параметры модели и использовать как для записи инструментов, так и для записи вокала и речи в самом высоком качестве.

То же самое можно сказать и про Electrovoice RE20 — модель студийного динамического кардиоидного микрофона с большой диафрагмой. Этот микрофон с таким же успехом применяется и в концертной практике. Микрофон абсолютно точно передает звучание музыкальных инструментов и применяется даже для подзвучивания контрабаса и большого барабана. RE20 — практически промышленный стандарт в области эфирных микрофонов, используется в телевизионных и радиостудиях в качестве дикторского. Такой широкий спектр использования объясняется высоким качеством модели и способностью эффективно работать как с вокалом и речью, так и с различными музыкальными инструментами.
Микрофон производится по уникальной Variable-D технологии, позволяющей практически полностью избежать эффекта близости и увеличения низких частот, присущее другим кардиоидным микрофонам. Микрофон имеет встроенный переключаемый эквалайзер.

Информация о статье
Записываем гитару через микрофон
Статья
Записываем гитару через микрофон
О чем статья
Что необходимо знать о расположении микрофонов и какой выбрать для записи электрогитары
Автор
Бренд
+CubozoaRu
Логотип

Подробнее о 

Разработка, изготовление уникальных, программируемых блоков питания для педалей эффектов гитар.