гриффины и колдплэй

У меня все ходы записаны! Записываем гитару через микрофон (часть 3)

В первой и второй части нашего микрофонного разбора мы затронули вопросы записи и выбора микрофонов. В этой части мы разберем вопрос записи электрогитары с помощью двух микрофонов.

Использование двух микрофонов для записи на самом деле применяется даже чаще, чем запись с помощью одного микрофона. Суть двухмикрофонного метода заключается в том, что два микрофона размещаются как можно ближе к друг другу, чтобы минимизировать «фазовую отмену» между ними.

John Leckie (работа с The Stone Roses, Radiohead The Bends и альбом Muse Origin of Symmetry) говорит, что при использовании двух микрофонов для записи, можно получить удивительную разницу в окраске звучания, управляя настройками баланса каждого микрофона и добиться совершенно разных текстур управляя смещением обоих микрофонов.

Большинство любимых звукоинженерами микрофонных пар включают в себя, известный уже нам, Shure SM 57 (динамический кардиоидный инструментальный микрофон) и Sennheiser MD 421. Второй вариант — Shure SM 57 и Neumann U87. Некторые инженеры, например John Leckie, говорят, что отдают предпочтение в пользу спаривания Shure SM 58 и Neumann U67, что придает более яркую окраску от SM 58 и полноту и теплоту ламповых усилителей, передаваемых микрофоном Neumann U67. Комбинация этих двух микрофонов дает возможность менять окраску звука манипулируя расположением микрофонов. Neumann U67 обычно опускается чуть ниже и дальше от Shure SM 58. Здесь трудно показать примеры или давать рекомендации, просто нужно уже на месте слушать, какой вариант звучания вам нужен.

Еще наиболее популярные комбинации это Shure SM57 и Neumann KM 84, Shure SM57 и Sennheiser MKH40.

Ряд инженеров используют еще сочетание «дешевый-дорогой» микрофон, например SM57 и U87. Конечно, точек зрения много, например Стив Альбини, предпочитает смешивать микрофоны, имеющие «яркую» и «темную» окраску , скажем ленточный микрофон и конденсаторный или два конденсаторных с разными характеристиками.  Например Эдди Крамер при записи сессий Хендрикса, использовал Neumann U67 и Beyerdynamic M160, что исспользует и в дальнейшем с другими музыкантами и используя другие микрофоны, но основной принцип остался в сочетании ленточного и конденсаторного микрофона.

Хотя многие звукоинженеры предпочитают снимать звук с единственного «лучшего» динамика, некоторые продюсеры любят смешивать сигнал с нескольких звуко излучателей одного кабинета. Стив Черчьярд: «Если я использую кабинет 4х12, то нахожу два лучше всего звучащих динамика и помещаю прямо напротив них по штуке SM57. Я смикширую их на пульте. Это звучит немного по-другому, чем если использовать только один микрофон. Я не говорю, что звук становится вдвое лучше – нет, это просто смешение характеров двух разных динамиков».

Делая запись альбома «Back In Black» группы AC/DC, Тони Платт использовал пару конденсаторных микрофонов, чтобы захватить звук разных динамиков и дать каждой гитаре более широкий звук. Этот метод создаёт более открытое звучание гитар. Он таким образом подчеркнул более ярко стиль игры гитаристов группы, которые играли одни и те же аккорды, но с некоторыми изменениями.

Хью Пэдхэм использовал подобную тактику для записи усилителя Roland JC120 Энди Саммерса, когда работал тогда с группой Police. при записи был включен эффект хорус, который производил слегка расстроенный гитарный звук. Каждый из двух 12-дюймовых динамиков записывался-снимался своим микрофоном -это были Sennheiser MD421. Эти микрофоны были разведены по панораме. С одного из них шёл чистый сигнал, с другого шел сигнал с эффектом хорус. Иногда мы делали дабл-трек, меняя микрофоны местами (т.е . при втором проходе хорусом обрабатывался уже первый микрофон, а звук второго шёл в неизменном виде). Это давало интересный эффект стереозвука.

Конечно, нельзя утверждать, что нужно использовать одинаковые микрофоны на всех динамиках. Например, Тоби Райт говорит о SM57 и MD421, а Дон, что использовал SM57 и AKG C451, когда записывал Кейта Ричардса. Сильвия Мэсси Шиви также использует комбинацию SM57 + MD421 и советует очень тщательно подходить к расположению микрофонов и быть очень аккуратными с фазой. Проверяйте её, пока сигнал не станет самым сильным.

Давайте рассмотрим, как профессионалы комбинируют методы, использующие как близкие микрофоны, так и микрофоны расположенные в окружении. Джо Барреси, например, полагается на испытанную комбинацию SM57 + MD421. Но для того, чтобы дать характер некоторым специфическим звукам, он может обратиться и к другим моделям. Он говорит, что чаще всего записывает электрические гитары через Shure SM57 и Sennheiser MD421, помещая их близко к динамику и направляя либо в его край, либо по середине между центром и краем, либо, если требуется более яркий звук, непосредственно в центр диффузора. Когда нужно захватить больше низких частот, то в центре стоит микрофон AKG C414, а если необходимо больше индивидуальности, то лучше использовать Neumann U87 (нужно ставить его примерно на расстоянии фута) или какой-нибудь ленточный микрофон, типа Royer 122, RCA BK5 или RCA 77.

Работая над альбомом Santana «Supernatural», Глен Колоткин разрабатывал свой много микрофонный метод, чтобы получить возможность управлять сложной установкой Карлоса Сантаны. Он использовал множество микрофонов на гитарах Карлоса: Electrovoice RE20 в близком положении, Neumann U47 подальше, а также SM56 и U87. Он одновременно играл через большое количество усилителей, а используя множество микрофонов, звукоинженерами был получен результат, который мы можем слышать на данном альбоме.

Эдди Крамер предлагает несколько иной подход, работающий на основе его любимой комбинации близких и окружающих микрофонов (включая ленточный Beyerdynamic M160), используя трёхмикрофонный метод с SM57, MD421 и M160. Тональные качества каждого микрофона полностью различны. Он комбинирует их по своему вкусу, а U67 ставит подальше от усилителя, чтобы получить окружение.

Вероятно, один из наиболее продвинутых способов использования мультимикрофонных техник использует Джек Дуглас. Он творчески применяет эффекты противофазы между микрофонами. Лучшая в мире эквализация для гитары – это «фазовая эквализация», которая получается благодаря использованию нескольких микрофонов на одном усилителе. Например, возьмите Shure SM57, Sennheiser MD421 и свой любимый конденсаторный микрофон, и установите их так, чтобы в плане они образовали треугольник. Динамические микрофоны поставьте возле кабинета и поверните к нему под углом (чтобы звук приходил вне оси микрофонов). Поставьте конденсаторный микрофон (не забудьте включить аттенюатор) на расстоянии фута от кабинета и направьте его непосредственно в сторону динамика, чтобы звук приходил по оси.

Можно выделить несколько основных моментов при использовании много микрофонной техники записи:

— настройте по отдельности оптимальный уровень каждого микрофона на своем микшере

— проверьте, что все микрофоны сфазированы

— удостоверьтесь, что при включении всех микрофонов сигнал усиливается, а не ослабевает, если это не так – понажимайте кнопки инверсии фазы

— двигая фейдеры вверх-вниз, Вы услышите прекрасную эквализацию, созданную отношениями фаз между сигналами с каждого микрофона

Используя эту технику, можно услышать огромный диапазон радикально различных звуков, которые предоставляет этот метод. Когда Вы инвертируете фазу микрофона, это звучит как чрезвычайно радикальная эквайлизация. Это означает, что в процессе миксдауна можно существенно переработать гитарные звуки, не прибегая к какой-либо тяжёлой обработке.

Итог: можно использовать как технику, которую мы описали в этих трех частях, можно комбинировать, можно придумать свою, но главное — чтобы вы получали то звучание, которое нужно вам и которое будет звучат именно так и именно в том месте композиции, где это необходимо.

 

Информация о статье
Запись электрогитары
Статья
Запись электрогитары
О чем статья
Как записывать электрогитару и какую микрофонную технику выбрать
Автор
Бренд
+CubozoaRu
Логотип

Подробнее о 

Разработка, изготовление уникальных, программируемых блоков питания для педалей эффектов гитар.