Курт Кобейн

Гитары и оборудование Курта Кобейна

Курт Дональд Кобейн (20 февраля 1967 г. – 5 апреля 1994 г.) – американский автор и исполнитель песен, музыкант и художник, известный в первую очередь как солист и гитарист гранж-группы Nirvana.

Группа Nirvana была образована им вместе с Кристом Новоселичем [Krist Novoselic] в 1985 году в Абердине, штат Вашингтон. Дебютным альбомом стал «Bleach», выпущенный в 1989 году на местном независимом лейбле Sub Pop. После подписания контракта с ведущим лейблом DGC Records группа обрела неожиданный успех с композицией «Smells Like Teen Spirit» из второго альбома Nevermind, выпущенного в 1991 году. Кобейн в последние годы жизни боролся с пристрастием к героину и депрессией. Также он с трудом справлялся со своей славой, общественной репутацией и профессиональными и личными сложностями, всю жизнь окружавшими его и его жену Кортни Лав [Courtney Love].

8 апреля 1994 года Кобейна обнаружили мёртвым в собственном доме в Сиэтле, что официально было признано самоубийством, а именно умышленно нанесённым ранением в голову из дробовика.

Что же касается оборудования, которое использовал Курт, то у него был довольно высокий уровень терпимости к тому, на каком виде гитары ему приходилось играть. В инструменте должна быть хорошая система подстройки и хамбакер в бридже, предпочтительно Seymour Duncan JB, и он должен быть дешёвым и плохо работающим. Хотя из общего ряда пара гитар-таки выбивается: это Fender Jaguar 1965-го года, который активно использовался в эпоху Nevermind, и светло-голубой Mustang, ставший главным инструментом в альбоме In Utero.

Электрические гитары Курта Кобейна:

1974-1977: Univox Hi-Flier Phase 3
Univox Hi-Flier Phase 3

Это одна из первых гитар, приобретённых Куртом. Посмотрите на эти фотографии (у которых, насколько нам известно, нет официального датирования): Курт играет на гитаре Univox. Хотя на изображениях нет чёткой даты, давайте попробуем её вычислить.
При внимательном изучении данных фотографий на стене позади Курта видим пару концертных флаеров; один от группы Dr.Know, выступавшей 27-го сентября 1986 года в деловой части г. Такома (примерно 2 часа езды от резиденции Курта), а другой – от Meat Puppets и Black Flag. Также известно, что снимок был сделан в его доме в Абердине, шт. Вашингтон, однако не в его комнате, а в коридоре, соединяющем комнаты на верхнем этаже (см. Tour of Kurt Cobain’s Childhood Home). Курт жил в том доме с 1983 по 1984 год, когда его выгнала собственная мать из-за того, что бросил среднюю школу. Потом он жил у друзей до сентября 1986 года, после чего мать одолжила ему денег для переезда в другой дом вместе с Мэттом Лукином [Matt Lukin] из группы Melvins.
То есть почти наверняка можно сказать, что фотография Курта с Univox Hi-Flier была сделана в конце сентября 1986 года в комнате, которая, скорее всего, служила для Курта временной спальней до переезда.
Теперь о самой гитаре.
Univox Курта – это модель Hi-Flier, которая, по всей видимости, производилась где-то между 1974 и 1977 годами. Ориентиром при определении этих дат служат два хамбакера на гитаре, которых не было на этой модели до 1974 года, и белая накладка, которая в 1977 году была заменена чёрной на моделях с градиентным окрасом (напоминает закат). В основном это была дешёвая альтернатива модели Mosrite Ventures – гитаре, которую Курт позднее использовал в своей карьере.
Курт играл на этой гитаре предположительно с середины 80-х до 1988 года на всех ранних концертах Nirvana в 1987 году. Накладку он покрасил в розовый цвет, а на корпус налепил кучу наклеек. Всё закончилось её расколачиванием в колледже Evergreen штата Вашингтон в октябре 1988 года. Предполагается, то был первый раз, когда он когда-либо ломал гитару на сцене.

1974-1977: Univox Hi-Flier Phase 3 №2
Univox Hi-Flier Phase 3 №2
Важно отметить, что в начале 1988 года появились и другие градиентные Univox Hi-Flier. Будучи идентичной по характеристикам, у этой гитары не было никаких наклеек, а накладка не была розовой – поэтому похоже, что это другая гитара. Ближе к концу 1988 года эту гитару тоже украсили некоторые наклейки, а грифовый звукосниматель был снят – вероятно, для установки в Greco Mustang (см. ниже).
Странно то, что после того, как Курт разнёс свою первую Univox в октябре 1988 года, он не возвращался к ней, а перешёл на совершенно иную гитару. Обе гитары (если считать их разными) пропали к концу 1988 года.

Greco Mustang
Greco Mustang
Эта гитара появилась в конце 1988 года. То была его первая гитара под левую руку, и похоже, что Курт достаточно мощно её модифицировал.
Гитара была приобретена в магазине Guitar Maniacs в Такоме, шт. Вашингтон. Возможно, Курт хотел создать что-то своё, поэтому он зашкурил эмблему на головке грифа и вытащил всю электронику. Часть старой Univox была использована для платы управления, также он установил однокатушечный хамбакер (сингл) в бридж – который также вроде бы происходит из той же Univox. В грифе дополнительно было вырезано отверстие под сингл – но осталось пустым.
Две главные внешние характеристики этой гитары – наклейка Soundgarden прямо над бриджем, и выбор материала Куртом для накладки. Хотя доступные фотографии этой гитары сильно смазаны и трудно сказать с уверенностью, но похоже на то, что Курт использовал виниловую пластинку христианской проповеди «Where Are The Dead?», изданную баптистской церковью Thomas Road.
Курт к середине 1989 года полностью отшлифовал корпус (либо перекрасил в очень яркий цвет, сложно судить по ч/б фотографии) и заменил временную виниловую накладку подходящей пластиковой белого цвета.
Теперь мы исходим из того, что у Курта было две гитары Univox Hi-Flier до этой гитары, которые могли бы использоваться для запасных деталей. Первую он сломал в октябре 1988 года, а вторая использовалась при записи альбома Bleach. Исходя из этого, по одной из вероятностей Курт на данном Greco Mustang использовал грифовый звукосниматель из второй гитары – либо в случае, если удосужился подобрать куски после поломки первой Univox (что нам в самом деле не известно), то он использовал части из той первой гитары.

1974-1977: Univox Hi Flier Phase 3 №3
Univox Hi Flier Phase 3
Как раз после того, как в середине 1989 года пропала Greco Mustang (возможно, была разбита на одном из концертов), её место заняла другая Univox Hi-Flier с кленовым грифом и прозрачной отделкой.
Интересно то, что в июне того же года Курт начал играть на другой гитаре Univox, которая, мягко говоря, выглядела довольно необычно. Красно-закатная градиентная покраска, которая вообще не смотрелась профессионально, и что ещё более странно – градиент был нанесён и на головку грифа. Насколько нам известно, такой тип отделки на заводских моделях был недоступен, поэтому предполагаем, что Курт сделал её сам – что вообще не удивительно, учитывая его эксперименты с гитарами ранее (Greco Mustang).
Поэтому в июне 1989 данная Univox с прозрачной отделкой получила красно-градиентное покрытие от самого Курта – и это не две гитары, а та же самая.
Месяцем позже Nirvana выступает в клубе Maxwell’s в Нью-Джерси. В завершении концерта Курт раскалывает инструмент на две части – которые спустя два десятилетия выставляются на аукционе (фотографии можно увидеть здесь – лот Univox Курта Кобейна на «Сотбис»).
Теперь – если сравним гитару с аукциона с гитарой, на которой Курт играл в Maxwell – а затем сопоставим те два изображения со снятым в июне 1989 года, то на всех трёх фотографиях чётко видно линию, идущую горизонтально с одной стороны корпуса на другую, и окраска головки грифа плавно сходит на нет; она полностью пропала на последней фотографии, сделанной на аукционе. При этом на свежей фотографии также есть довольно явный знак, что первоначально гитара имела прозрачную отделку (взгляните на верхний рог, где когда-то присутствовал кусок изоленты, и на область за бриджем).
Эти подробности довольно последовательны, и мы уверены, что проданная с аукциона Сотбис гитара фактически начала свой путь как Hi-Flier с прозрачной отделкой. Но, как водится, оставляем открытым вопрос тому, кто закончит чтение этой статьи и загорится целью прояснить предмет разговора, как и мы в данный момент.

1973: Fender Mustang
Fender Mustang
То был первый Fender Mustang Курта. Он использовал его только на нескольких концертах в 1989 году, в течение которых пару раз портил гитару – и в конечном счёте в июле 1989 года разбил её без возможности восстановления в клубе Maxwell’s в Нью-Джерси. В тот же вечер он сломал и другую свою гитару (Univox Hi-Flier), поэтому на следующем концерте Курт только пел, а Джейсон Эверман [Jason Everman] играл все гитарные партии.
Эта гитара была обычной моделью под правую руку, обладала трёхтоновым градиентным окрасом, палисандровой грифовой накладкой и белой перламутровой панелью-накладкой. Курт поставил хамбакер Univox в бриджевое положение и полностью избавился от грифового звукоснимателя.
Курт обменял этот Mustang со Слаго Коули [Sluggo Cawley], гитаристом группы The Grannie, на SG, которая в виде двух кусков висела на стене у Коули. Курт считал, что ту SG легко починить, поэтому сделка казалась хорошей затеей.
Всю историю этой гитары и её настоящего местонахождения можно прочитать здесь – Kurt Cobain: Still Taking Care of His Friends (Курт Кобейн: в заботе о друзьях).

1974-1977: Univox Hi-Flier Phase 3 №4
Univox Hi-Flier Phase 3
Другая Univox Phase 3 Hi-Flier появилась сразу после концерта Maxwell, где Курт сломал часть своих гитар. Эта гитара была белой и отличалась наличием двух хамбакеров и палисандровой грифовой накладки.
Как утверждают, у Курта были какие-то проблемы с этой гитарой, в результате чего та была отложена, а вместо неё он стал играть на красной Hagstrom.

 

Hagstrom II F-200
Hagstrom II F-200
В конце 1989 года Курт играл на этой Hagstrom на нескольких концертах в Европе. Гитара, скорее всего, была приобретена в Германии, имеет красное покрытие, два однокатушечных звукоснимателя и плоскую заднюю часть.
Эту гитару Курт расколотил в ноябре 1989 года в Италии.

 

 

1980-е: Washburn Force 31
Washburn Force 31
Данную гитару использовали очень короткий период времени в конце 1989 года. Изготовлена в Японии; обладает чёрным покрытием с совпадающим цветом головки грифа, сама грифовая накладка из палисандра, хамбакер установлен в бриджевом положении.
Курт расколотил её 3-го декабря 1989 года в «Театре Астории» (г. Лондон).

 

 

1970-е: Gibson SG
Gibson SG
На этой гитаре Курт играл только на паре концертов в начале 1990 года. В феврале он, как обычно, расколотил её (без возможности восстановления) в Тихуане (город в Мексике).
Изначально гитара принадлежала Слаго Коули, гитаристу группы The Grannie. В обмен на эту Gibson SG, которая в то время висела у Слаго на стене, Курт отдал ему свой Fender Mustang 1973 года. Он покрасил полученную гитару в светло-голубой цвет и оборудовал хамбакером в бридже, добытым из одной из своих гитар Univox.

Epiphone ET270
Epiphone ET270
Данная гитара использовалась с самого начала 1990 года, пока Курт не расколотил её 26 апреля 1990 года в Pyramid Club (Нью-Йорк). Частично она показана в видеоклипе «In Bloom» (начиная с 2:20).
Модель ET270 выпускалась в Японии с 1972 по 1975 год, поэтому гитара Курта, возможно, была приобретена подержанной. У гитары был вишнёво-красный корпус из твердых пород древесины, привинченный гриф из такого же дерева и палисандровая накладка, а также два однокатушечных звукоснимателя.

Hybrid Mustang
Hybrid Mustang
Скорее всего, Курт либо кто-то из его знакомых собрал эту гитару в качестве замены Epiphone ET270, которая была разбита 26 апреля 1990 года. Первый раз Mustang использовался 27-го числа в колледже Хэмпшир (в Амхерсте, Массачусетс), а последний раз её видели 30-го. Про следующие несколько концертов между 1-ым и 5-ым мая нет никакого фотоматериала, поэтому неизвестно, была ли эта гитара разбита на одном из выступлений. Хотя, учитывая историю той гитары, такое весьма вероятно.
На основе фотографий гитара представляет собой гибрид из корпуса от Mustang-а, грифа в традиции Startocaster-а с покрашенной головкой грифа, бриджа фирмы Shaller без тремоло и, по всей видимости, звукоснимателя Maxon в бриджевом положении – происходящего, насколько можно ожидать, из одного из старых Univox-ов Курта. Однако накладки на звукоснимателе чёрные, что не подходит под описание никакой из его прежних гитар, поэтому с большей вероятностью эти части приобретались отдельно.
In Bloom
Лучше всего эта гитара была показана в альтернативной версии видеоклипа In Bloom [Nirvana – In Bloom; YouTube].

1980-е: Aria Pro II CS-350
Aria Pro II CS-350
Курт стал использовать эту гитару в середине 1990-го года в гастролях по США. Первый раз её видели 6 мая 1990 года на концертной площадке The Masquerade в Атланте, штат Джорджия.
У Aria Pro II корпус сделан из ясеня с покрытием под грецкий орех, имеет кленовый гриф с палисандровой накладкой и два хамбакера Protomatic V. Курт убрал большую часть ручек управления, оставив лишь регулировку громкости бриджевого звукоснимателя, переключатель звукоснимателей и один из двух фазоинвертирующих переключателей.
И эта гитара была сломана 22 сентября 1990 года в зале Motor Sports International Garage в городе Сиэтле.

1960-е: Mosrite Gospel Mark IV
Mosrite Gospel Mark IV
У Курта это одна из немногих настоящих гитар Mosrite, так как большинство из них были дешёвыми подделками Univox. Есть утверждение, что это была одна из его любимых гитар.
Он купил её в Сан-Франциско где-то в середине 1990 года, а впервые сыграл на этой гитаре 17-го августа в зале Hollywood Palladium в Голливуде. Гитару отличает золотистый градиентный окрас, белая накладка, два однокатушечных звукоснимателя и тремоло фирмы Bigsby. Курт сам нарисовал метки на грифовой накладке, поскольку у исходной гитары точек на грифе не было.
В итоге Курт продал эту гитару в ломбард в Лос-Анджелесе. В 1994 году после смерти Курта гитара оказалась на аукционе, и её стоимость достигала $75000. Она была перепродана в 2004 году за $117500, и в конечном счёте в 2006 году в третий раз за $131000. В комплекте шёл футляр с надписями «NERVANA» и «F**k Elvis».

1990: Fender Stratocaster MIJ
Fender Stratocaster MIJ
Это первый Fender Stratocaster Курта под левую руку. Гитара произведена в Японии и, вероятно, была куплена им в Соединённом Королевстве, так как в первый раз он играл на ней в клубе Goldwyn’s Suite (г. Бирмингем) в октябре 1990 года.
Гитара имела белую отделку и палисандровый гриф. Также присутствовали два сингла и наклонный хамбакер в бридже, предположительно установленный самим Куртом.
Он также добавил наклейку с буквой «K» позади бриджа как упоминание независимого лейбла (K Records) в г. Олимпия, штат Вашингтон. Такой же рисунок был вытатуирован у него на левой руке.
Гитара дожила до 1991 года, но непонятно, что же точно с ней случилось.

Matsumoku/Memphis Stratocaster
Matsumoku/Memphis Stratocaster
Очень краткое появление этой гитары произошло в январе 1991 года на концерте No More Wars Benefit в г. Олимпия. Большую часть концерта Курт играл на упомянутом ранее белом Stratocaster-е, но перешёл на эту гитару перед последней песней. В конце выступления он, как утверждают, взял молоток и расколотил Memphis Strat полностью.
Все изображения, которые удалось обнаружить, чёрно-белые, поэтому трудно определить фактический цвет гитары наверняка. Общее мнение сходится на том, что гитара была красной, и мы с этим согласимся.

1990-е: Fender Stratocaster MIJ №2
Fender Stratocaster MIJ #2
В марте 1991 года Курт стал играть на чёрном Stratocaster-е (производства Японии) под левую руку с белой накладкой и полноразмерным хамбакером в бриджевом положении.
Эта гитара ещё была у Курта, когда группа в мае 1991 года засела в студии во второй раз. Тогда они записали большинство песен, которые вошли в окончательную версию альбома Nevermind (годом раньше был записан альбом Polly). Курт на самом деле использовал эту гитару во время сеансов записи, но с ней были какие-то проблемы, и в итоге он её расколотил на записи песни «Endless, Nameless» (фото). Конечно, это ни в коем случае не единственная гитара, используемая в Nevermind – в то время у него были Jaguar, голубой Mustang и Mosrite Gospel.
Гитару восстановили, и ещё раз она появляется в июне, при этом хамбакер уже не наклонён, а вместо заводского тремоло Fender был установлен бридж Tune-O-Matic. Курт изредка пользовался ей вплоть до октября 1991 года, когда окончательно доломал её в конце сета в концертном зале Cabaret Metro (г. Чикаго). В качестве завершающей песни группа играла «Endless, Nameless», во время которой Курт занял место Дейва за барабанами. После выступления они полностью уничтожили ударную установку Дейва, причём эта гитара, по имеющимся сведениям, использовалась в качестве основного инструмента разрушения.
Много лет спустя чёрный Stratocaster с корпусом из двух частей был выставлен в музее EMP в Сиэтле. То был корпус гитары, которую Курт расколотил во время записи Nevermind.

1989-1990: Fender Stratocaster «Vandalism»
Fender Stratocaster “Vandalism”
Наверное, это самый известный Fender Stratocaster Курта. Как и большинство его Strat-ов, этот также был изготовлен в Японии и отличался чёрным окрасом, палисандровой грифовой накладкой и чёрной пластиной.
Когда гитара первый раз появилась в середине 1991 года, она уже была оснащена хамбакером (DiMarzio H-3 или Seymour Duncan JB) в бриджевом положении и двумя белыми заводскими синглами. Через несколько месяцев Курт украсил гитару наклейкой с пластинки «Teachers in Space» группы Feederz. Она гласила: «Vandalism: As beautiful as a rock in a cop’s face» («Вандализм: так же прекрасен, как бросить камень в лицо копа»), а под ней маленькими буквами «Courtesy of Feederz: Office of Anti-Public Relations» (С разрешения Feederz: отдел без связи с общественностью»).
Эта гитара активно использовалась в конце 1991 года, особенно на фестивале Reading Festival 23 августа 1991 года. Пару раз Курт её разнёс, а между починками устанавливал разные грифы. В конечном счёте он расколотил её на кусочки на выступлении в Париже следующей весной 1992 года.
После смерти Курта гитарный техник Эрни Бейли [Earnie Bailey], наконец, вернул гитару к жизни. В настоящее время хранится в музее EMP в Сиэтле.

1965: Fender Jaguar
Fender Jaguar
Данная гитара появилась примерно в то время, когда группа летом 1991 года начала запись альбома Nevermind. За многие годы инструмент стал одной из культовых гитар Курта.
Курт приобрел этот Jaguar 65 года по объявлению, опубликованному в знаменитом журнале Лос-Анджелеса «Recycler». Уже предыдущий владелец сильно изменил гитару. Первоначальные синглы были заменены двумя DiMarzio – PAF в грифе и Super Distortion в бридже, а заводской бридж заменён моделью Tune-O-Matic фирмы Gibson. Также была установлена дополнительная регулировка громкости, а оригинальные переключатели звукоснимателей заменены одним тумблером на манер Gibson-а. Переключатель находился по ходу движения руки Курта, поэтому во избежание случайных переключений тот перенёс его выше, предположительно в положение бриджевого звукоснимателя.
Совсем недавно участником форума TDPRI с ником Blazer был найден, возможно, первоначальный собственник (всю информацию можно прочитать здесь – The Mystery of Kurt Cobain’s Fender Jaguar’s former owner solved?). Предполагается, что этим собственником был Мартин Дженер [Martin Jenner], гитарист у Клиффа Ричарда [Cliff Richard] и дуэта The Everly Brothers. Главное отличие между двумя гитарами кроется в грифе, поэтому, если это и в самом деле гитара Дженера, то гриф в какой-то момент был заменён перед тем, как Курт получил этот «Ягуар». Про этот гриф интересно то, что есть основания надеяться, что это не подлинный гриф Fender-а, поскольку эмблема на головке грифа похожа на копирование переводного рисунка, к тому же немного смещена.
Приводя слова самого Курта, тот инструмент был одним из его «детей», и он проявлял особую заботу об этой гитаре. Это не особо вяжется с тем, что произошло на самом деле, так как он по меньшей мере пару раз «приложил» её об сцену. Однако Курт, судя по всему, в определенной мере держал себя в руках, когда играл на «Ягуаре», так как оставлял её на месте в отличие от использования некоторых других гитар, когда он использовал их в основном как инструмент разрушения всего, до чего только мог дотянуться.
Как утверждают, гитара была повреждена в Рио-де-Жанейро в 1993 году, и бриджевый звукосниматель пришлось заменить аналогичным от фирмы Seymour Duncan JB. Помимо этого «Ягуар» был одним из немногих выбравшихся из 1991 года и хорошо сохранился до последнего концерта Nirvana. После смерти Курта эту гитару вроде бы отдали Эрику Эрлендсону [Eric Erlandson] из группы Hole, хотя это не точно.

1969: Fender Competition Mustang
Fender Competition Mustang
Несомненно, эта гитара знаменита своим появлением в видеоклипе «Smells Like Teen Spirit». Как утверждают, она была приобретена как раз перед Nevermind в июне 1991 года, и в первый раз Курт сыграл на ней в магазине Beehive Music & Video в Сиэтле в сентябре того же года. Это был очень лёгкий концерт, что-то вроде проверки гитары, и похоже, Курт старался не использовать её для более серьёзных концертов, по меньшей мере в первое время. Это понятно, поскольку любимой моделью Курта был Mustang, а этот экземпляр был лишь вторым, который он получил в своё распоряжение.
Несмотря на всё это он взял ту гитару на печально известный концерт в клубе Trees Club (г. Даллас) 19-го ноября 1991 года. После того, как Курт закончил петь «Polly», он взбесился и расколотил стоявший слева от него пульт монитора, что обошлось группе в сумму $5000 и сильно повредило Mustang. Как рассказывают, он потом переключился на Jaguar и через пару минут прыгнул в толпу, пока группа играла «Love Buzz». Пытаясь выбраться на сцену, Курт ударил этим «Ягуаром» по лицу одного из охранников, нанеся тому открытую рану. Охранника звали Тёрнер Скот Ван Бларком [Turner Scott Van Blarcom], и он не собирался оставить это без возмездия. Дождавшись выхода группы из клуба, он догнал такси, в которое группа запрыгнула после выступления. Как утверждают, Ван Бларком разбил лобовое стекло у такси и добрался бы до Курта, но к счастью, его оттащили другие ребята.
Mustang Курта имел небесно-голубой оттенок с соответствующим окрасом головки грифа и был оборудован чёрными однокатушечными звукоснимателями в грифе и бриджевом положении. Также был установлен бридж Gotoh Tune-O-Matic, который Курт якобы любил.
После смерти Курта вдова Кортни отдала эту гитару другу, и её часто одалживают музею EMP в Сиэтле.

1990-е: Fender Stratocaster №3
Fender Stratocaster #3
В конце 1991 года появился другой чёрный Stratocaster, который дожил до самого фестиваля Reading в августе 1992 года, где Курт сыграл на нём несколько песен. После концерта Дейв Грол [Dave Grohl] взял и расколотил гитару. Позже куски были собраны, и в итоге гитару поместили в оконную раму в Hard Rock Cafe, которое находится в г. Бостон.
Модель гитары изготовлена для левой руки, скорее всего в Японии. Для неё характерен чёрный звукосниматель Seymour Duncan Hot Rails в бриджевом положении и гриф Kramer, который, вероятно, установили в середине 1991 года после какой-то поломки.

1980-е: Fender Telecaster
Fender Telecaster
Впервые эта гитара появляется в январе 1992 года на концерте Hordern Pavilion в австралийском городе Сидней. Изначально она была оформлена под 3-тоновое градиентное покрытие, однако Курт выкрасил весь корпус голубой латексной краской и вырезал на нём сердце и имя «Кортни».
Гитара представляла собой японскую модель и первоначально содержала два сингловых звукоснимателя – а бриджевый звукосниматель был заменён устройством Seymour Duncan Hot Rails.
Курт постоянно играл на этом Telecaster-е до печально известного концерта в Рио-де-Жанейро 16 января 1993 года (некоторые считают его одним из худших), на котором он сломал гриф гитары и швырнул его в публику. Как утверждают, кто-то из обслуживающего персонала группы Red Hot Chili Peppers подобрал гриф, а корпус был показан в одном эпизоде сериала «Californication» – то есть он, возможно, находится у какого-то коллекционера.
Californication
Telecaster Курта Кобейна показан в 7 серии 2 сезона («In A Lonely Place») телевизионного сериала «Californication». Теперь у гитары другой гриф.

1990-е: Fender Stratocaster №4
Fender Stratocaster #4
Эту гитару Курт использовал на шоу MTV Video Music Awards 9 сентября 1992 года, в конце которого он метнул её в ударную установку Дейва. Тем не менее, гитара пережила тот концерт и в другой раз объявилась в октябре 1992 года в конце выступления в Буэнос-Айресе (Аргентина). По завершению последней песни Курт пару минут пиликал на гитаре на сцене, и в конечном счёте взял с пола и начал её крушить, пока не сломал гриф.
По всей видимости, данный Stratocaster изготовлен в Японии, как и большинство других гитар Курта. Отличается белым покрытием, палисандровым грифом и двумя заводскими однокатушечными звукоснимателями. Первоначальный бриджевый звукосниматель заменён белым Seymour Duncan Hot Rails.

Ferrington Custom
Ferrington Custom
Эту гитару сделал на заказ Денни Ферингтон [Danny Ferrington], встретившись с группой за сценой на концерте SNL в январе 1992 года. Он поддерживал связь с Куртом, пока группа участвовала в туре по Австралии, и Курт отправил ему по факсу чертежи того, как он представлял себе эту гитару.
Гитара Ferrington большей частью создаётся по мотивам Fender Mustang, но обладает некоторыми важными отличиями. В ней установлено три звукоснимателя – по сравнению с двумя у Mustang-а. Бриджевый звукосниматель представляет собой хамбакер, тогда как грифовый и средний звукосниматели являются синглами, причём средний расположен под углом. Их изготавливает компания Bartolini, а у хамбакера есть раздельная катушка, что позволяет Курту лучше управлять тоном. Также гитара оснащалась бриджем и системой подстройки Gotoh Tune-O-Matic.
Хотя на видеозаписи шоу очень трудно разглядеть гитару, получается, что Курт на самом деле играл на этой гитаре вживую по меньшей мере один раз в Дублине, на концертной площадке Point Depot 21 июня 1992 года. Кабель, по-видимому, не выходит из гитары под углом (по сравнению с моделями Mustang-а), и насколько известно, у Курта примерно в это время не было похожего Mustang-а.
Но даже если это было так, то это единственное шоу, когда он вообще использовал Ferrington. Курт говорил, что эта гитара – его основной инструмент для записи, но также утверждают, что он был ей недоволен и поэтому не использовал её часто.

1990-е: Fender Stratocaster
Fender Stratocaster
Наибольшую известность данная гитара получила в 1992 году благодаря появлению на фестивале Reading Festival. Большую часть концерта Курт отыграл на этой гитаре, а в конце вышел к публике и отдал её первому попавшемуся человеку из зрителей.
Гитара похожа на одно из переизданий в начале 90-х Stratocaster-ов MIJ 62 года, была оснащена белым Seymour Duncan Hot Rails в бридже и, предположительно, системой подстройки Gotoh.

 

1968-1969: Univox Hi-Flier Custom
Univox Hi-Flier Custom
Впервые эта гитара фигурирует в октябре 1992 года. Предположительно это одна последних гитар Univox, которые Курт когда-либо покупал, и также утверждают, что одна из его любимых.
Гитара известна своим закатным градиентом, палисандровой грифовой накладкой и красной черепаховой накладкой на корпусе, а также крышкой анкера, что отличает эту модель от стандартной линейки Univox. Заводские звукосниматели заменены набором Seymour Duncan 59 и JB, а вместо оригинального установлен бридж Ibanez Gibraltar.
Как упоминалось, это одна из любимых гитар Univox Курта, и возможно та, что побудила интерес к хамбакеру Seymour Duncan JB, который он использовал почти на всех гитарах после этой. Очень похоже, что Курт использовал данную гитару при записи части материала на альбоме In Utero, но из-за отсутствия фотографий отнесёмся к этому скептически.
Первый раз гитара увидела свет во время концерта в Буэнос-Айресе (Аргентина) в конце 1992 года и использовалась вплоть до концерта Saturday Night Live, записанного в сентябре 1993 года.

1977: Univox Hi Flier Phase 4
Univox Hi Flier Phase 4
Также одна из последних Hi Flier, которую Курт купил себе, и предположительно единственная модель Phase Four, которая была у него.
Hi Flier Phase Four – последняя модель в серии Hi-Flier, которая стартовала в 1968 году. Она идентична предыдущей модели за исключением фиксированного бриджа в стиле Gibson, который заменил собой схему из вибрато и роликового бриджа на прежних гитарах.
Гитара Курта имела белый окрас на фанерном корпусе из тополя, два полноразмерных хамбакера и привинченный кленовый гриф. Эта гитара используется в его поздней карьере, особенно в видеоклипе на песню «Heart Shaped Box«.

Fender Mustang
Fender Mustang
Первый раз эта гитара упоминается в июле 1993 года. Обладает розово-красным покрытием, изначально присутствует красная перламутровая накладка на корпус и два белых однокатушечных звукоснимателя.
Где-то между июлем и октябрём гитару расковыряли для размещения полноразмерного хамбакера в бриджевом положении. Выбор пал на Seymour Duncan JB, с которым Курт уже был знаком по Univox Custom. Другая модификация заключалась в замене накладки белой перламутровой, белая крышка грифового звукоснимателя была заменена чёрной, а Gotoh Tune-O-Matic встал на место заводского бриджа.
Курт брал эту гитару на несколько концертов в конце 1993 года до перехода на светло-голубой Mustang, хотя изредка возвращался к ней.

Fender Mustang
Fender Mustang
По существу эта гитара такая же, как и ранее упомянутый розово-красный Mustang, за исключением того, что имеет светло-голубой окрас, красные перламутровые звукосниматели и белые крышки звукоснимателей. Хотя у Курта это первый светло-голубой Mustang, фактически их было немного больше.
В начале 1994 года вероятно, в качестве запасной появилась другая почти идентичная гитара, но она отличалась обычной красной накладкой. Есть ещё и третья, которую Кортни отдала парню по имени Бобби Костелло [Bobby Costello] после того, как тот отправил ей письмо со словами, как он опечален смертью Курта. Эта гитара в настоящее время находится у Джеффа Голда [Jeff Gold] из Recordmecca, и в своё время выставлялась в Музее славы рок-н-ролла [Rock & Roll Hall Of Fame].
Курт довольно много играл на этих гитарах на всех концертах Nirvana вплоть до последнего – изредка возвращаясь к красному Mustang-у. Она превратилась в синоним для гитары с альбома «In Utero», и очевидно, что Курт очень её любил за то, что она отражала его ожидания от гитары. На ней все «фирменные» знаки Курта, начиная с бриджа и системы подстройки Gotoh Tune-O-Matic и заканчивая светло-голубым окрасом корпуса и непременным хамбакером в бридже.
В конечном счёте эта гитара вдохновила Fender на запуск линейки гитар Kurt Cobain Signature Mustang, за которой теперь гоняются поклонники группы Nirvana.

Jag-Stang
Jag-Stang
Компания Fender в середине 1993 года узнала, что у Курта есть задумка гитары. Она отправили пару ребят поговорить с Куртом в его голливудском доме, и все вместе согласились приступить к работе над тем, что в конечном счёте стало Jag-stang. По существу, Курт хотел создать нечто переходное между Mustang-ом и Jaguar-ом, к чему он пришёл, разрезав пополам поляроидные фотографии двух гитар и попытавшись склеить их вместе, чтобы представить более привлекательный вид.
Конечный продукт отличался светло-голубым окрасом корпуса из ольхи и 24-дюймовым кленовым грифом с палисандровой грифовой накладкой. В качестве грифового звукоснимателя выступал однокатушечный Fender Texas Special, а бриджевый был оборудован хамбакером DiMarzio H-3.
Позднее в том же году Fender завершила прототип, и Курт отыграл на ней один концерт в декабре 1993 года. Как утверждают, гитара не сильно ему понравилась, и сразу после её получения он заменил хамбакер Dimarzio моделью Seymour Duncan JB, а также установил бридж Gotoh Tune-O-Matic. Ещё раз гитару видели в песне «Rape Me» во время концерта в Риме в 1994 году, поэтому не исключено, что Курту гитара на самом деле нравилась, но он решил поберечь её, ограничивая использование на живых концертах.
После его смерти этот прототип остался у Питера Бака [Peter Buck], участника группы R.E.M. Второй прототип, который должен был проработать все вопросы, был готов к отправке, но к сожалению Курт умер до того, как ему представилась возможность её испытать.

Некоторые Stratocaster-ы намеренно исключены из этого списка из-за того, что они служили исключительно как одноразовые гитары для разгрома после концертов. Если вам кажется, что пропущено нечто важное, то оставьте нам сообщение в комментариях к этой статье и мы это исправим.

Fender Stratocaster MIM
Fender Stratocaster MIM
В конце 1993 года Курт играл на нескольких разных (говорят, вплоть до двадцати) Fender Stratocaster MIM, часть которых была сломана, некоторые подарены поклонникам, а на некоторых, возможно, уже никогда не сыграют вживую.
Недавно мы связались с Гийомом [Guillaume], которому выпала возможность получить одну из этих гитар после концерта в г. Ренн (Франция) 16 февраля 1994 года. Далее приводим его личное заявление.
“Это произошло в конце выступления, свет опять зажёгся, и люди стали уходить. Я стоял у ограждения первого ряда, поэтому пришлось подождать, и тут внезапно Курт вернулся на сцену, неся с собой эту гитару, на которой не играл во время выступления, так как она была из той полудюжины черно-белых мексиканских Fender Stratocaster-ов, которые он оставил для уничтожения (но никакого крушилова в тот вечер не было). Было видно, что на ней играли, расколотили и собрали по кускам (по этому случаю – новый гриф). Короче, он подошёл прямо ко мне и передал её. Конечно, началась большая движуха, люди пытались схватить гитару или потрогать Курта, и он выглядел немного напуганным. В итоге он забрал гитару обратно, понимая, что меня побьют, а у каждого останется струна или какая-нибудь ручка, и попросил ближайшего охранника поднять меня над ограждением, что тот и сделал. Потом за кулисами мне отдали гитару, но не сам Курт, который уже смылся… Я подождал немного своих друзей, чтобы они забрали меня у запасного выхода, ну и защитили меня. О, это был классный вечер!”

Хотя многие считают (и даже подтверждено Эрни Бейли, гитарным техником Курта), что Курт определённо использовал мексиканские Strat-ы примерно в это время, Гийом сам провёл небольшое исследование и обнаружил интересный факт про эти гитары:
(Гийом:) Fender в начале 90-х занималась запуском своей линейки MIM Strats под правую руку, так что они не заморачивались сборочной линией для левшей. Поэтому мексиканские Strat-ы для левшей выпускались в Японии с 1991 по 1996 годы на азиатских комплектующих и по их же спецификациям! Какова причина? А это типичные выходки Fender, но я уверен в том, что это позволило им избавиться от бюджетных остатков из Японии. Их всегда волнует стоимость.
Несколько фотографий той гитары:
Kurt-Cobain-MIM-Fender-Stratocaster

Kurt-Cobain-MIM-Fender-Stratocaster

Kurt-Cobain-MIM-Fender-Stratocaster

Kurt-Cobain-MIM-Fender-Stratocaster

Kurt-Cobain-MIM-Fender-Stratocaster

Kurt-Cobain-MIM-Fender-Stratocaster

 

Акустические гитары Курта Кобейна

12-струнная Harmony Stella
Harmony Stella
Эту гитару Курт купил в ломбарде в конце 1989 года примерно за $30. Хотя это 12-струнная модель, Курт снабдил её только пятью нейлоновыми струнами и, по слухам, никогда их не менял. Гитара еле-еле держала строй и, судя по всему, Курт использовал клейкую ленту для фиксации положения колков.
Гитара использовалась на всех акустических песнях альбома Nevermind (Polly, Something in the Way) и, предположительно, появлялась даже на альбоме In Utero, но только после устранения проблем.
На такой же гитаре играл один из любимых музыкантов Курта – Ледбелли [Lead Belly], что, вероятно, сыграло некоторую роль в решении Курта приобрести и играть именно на этой модели.

1950-е: Kay Archtop 6868
Kay Archtop 6868
Данная гитара показана в видеоклипе на песню Come As You Are 1992 года. С учётом того, что это необычный инструмент, гитара использовалась, по всей видимости, в качестве реквизита, то есть она не принадлежала Курту.
Kay Archtop
Кадр из видео Come As You Are, показывающий светлую гитару с выгнутой декой. Источник: NirvanaVEVO, YouTube
Гитара, судя по видеоматериалам, соответствует характеристикам Kay Archtop из 50-х. Тонкий (кленовый?) гриф, положение накладки, струнодержатель и чёрная полоса по контуру корпуса – всё говорит о моделях того периода времени. Одна из этих гитар, которая выглядит почти идентично используемой Куртом, недавно появилась на Reverb.com [Kay Archtop 1950’s Blonde Tiger Stripe w/ Hardshell Case].

1961: Epiphone Texan
Epiphone Texan
Первый раз эта гитара упоминается в конце 1992 года, когда Курт присоединился к группе Mudhoney на сцене, чтобы исполнить несколько песен (ссылка на видео). Изредка Курт играл на ней до конца своей жизни, хотя она больше напоминает домашний инструмент, нежели тот, который он брал бы на гастроли.
Где-то в 1993 году Курт добавил наклейку с кампании 70-х по выборам президента Ричарда Никсона, на которой написано «Nixon Now».

 

1958-1959: Martin D-18E
Martin D-18E
Конечно, эта гитара – самая известная акустика у Курта, поскольку использовалась на концерте Nirvana MTV Unplugged.
Курт купил этот Martin в конце 1993 года, то есть за несколько месяцев до концерта Unplugged. В действительности это довольно редкая гитара, производившаяся только один год в конце 50-х, и она была одной из ранних Martin-ов с электрическими звукоснимателями. Заводские звукосниматели звучали не очень хорошо на струнах с бронзовой обмоткой, которыми пользовался Курт, поэтому гитару оборудовали ещё одним звукоснимателем – Bartolini 3AV.

Гитарные усилители Курта Кобейна:

– Peavey Combo
Как утверждают, это первый гитарный усилитель Курта. Он играл на нём в середине 80-х и даже предложил его Кристу в качестве вознаграждения за приход того в группу.
– Randall RG120PH
Использовался в эпоху Bleach, хотя и не при фактической записи альбома.
– 1960-е, Fender Twin Reverb
Использовался для записи Bleach. Усилитель принадлежал не группе, а Джеку Эндино [Jack Endino], продюссировавшему альбом.
– Студийный предусилитель Mesa/Boogie и оконечный усилитель Crown 800W
Куплены перед Nevermind и использовались в студии и следующих гастролях. В итоге с Crown стало трудно работать, поэтому его вскоре заменили оконечным усилителем Crest 4801, который лучше работал с Mesa/Boogie.
– Fender Bassman
Использовался на студийных сессиях Nevermind.
– Fender Twin Reverb
Один из любимцев Курта. Использовался на записи In Utero и на концерте MTV Unplugged. Фактически, это мог быть тот же самый усилитель, что Курт использовал в Bleach, хотя это лишь догадка.
– Marshall JMP 50
Хотя известно, что Курт не переносил Marshall, в начале 1994 года он использовал небольшой комбик на 50 Вт для записи «You Know You’re Right».
Что касается колонок, то в первые годы Курт играл обычно через Peavey 4×12, и предположительно даже через некоторые дешёвые динамики Radio Shack. Ближе к поздней карьере он перешёл на колонки Marshall, при этом логотипы были закрыты липучкой.

Гитарные эффекты Курта Кобейна:

– Univox Superfuzz
Использовался в самом раннем периоде, ещё до записи Bleach.
– Boss DS-1 Distortion
Вероятно, один из ключевых элементов звука у Курта. Использовался с самого первого альбома и почти на всех живых концертах.
– Boss DS-2 Turbo Distortion
По существу, это DS-1 с некоторыми дополнительными функциями и выбором большего количества разных звуков. Курт перешёл на него после выпуска альбома Nevermind.
– Electro-Harmonix Big Muff Pi
Использовался при студийной записи альбома «Lithium»; возможно, и дальше.
– ProCo Rat
Как утверждают, использовался в композиции «Territorial Pissings» с альбома Nevermind [LiveNirvana – Sound City Studios Sessions]
– Electro-Harmonix Small Clone
Другой неотъемлемый элемент звука у Курта. Использовался почти во всех известных хитах, включая Smells Like Teen Spirit и Come As You Are. Обычно это была одна из двух педалей на сцене в эпоху Nevermind – конечно же, рядом с дисторшн от Boss.
– DOD Grunge
Преимущественно использовался во время концерта Live and Loud в 1993 году. Несколькими неделями позже 29 декабря 1993 года Курт бросил педаль в зрителей, и ей пришёл конец. Совсем недавно педаль появилась на канале History в передаче «Pawn Stars», сопровождаемая бредом от гитарного техника Кобейна. Владелец просил за неё $5000, но в итоге продажа не состоялась.
По всей видимости, Курт не относился к педали серьёзно, и на основе того, как мало она использовалась, это, вероятно, было шуткой.
– Electro-Harmonix Echo Flanger
Эта педаль использовалась в конце гастролей Nevermind. По слухам, у Курта был только один блок, который со временем стал ненадёжным, поэтому пришлось его заменить моделью PolyChorus, одолженной у гитарного техника. По слухам, эхо и флэнжер был отремонтирован и после смерти Курта остался в распоряжении жены Кортни.
– Electro-Harmonix Polychorus
Использовался на студийных сессиях In Utero и для следующих гастролей, точнее в композициях Heart-Shaped Box (соло), Radio Friendly Unit Shifter и Scentless Apprentice. Используемый в студии блок фактически принадлежал Эрни Бейли, гитарному технику Курта, который получил свою педаль обратно только после отправки Курту другой на гастролях по In Utero. Второй Polychorus теперь находится у Эрика Эрлендсона из группы Hole.
Tech 21 SansAmp
Использовался для эффекта дисторшн в альбоме In Utero, хотя и не только в нём.

Гитарные струны Курта Кобейна:

Для электрической гитары Курт использовал Dean Markley Blue Steel 0,010-0,052, хотя в поздней карьере перешёл на GHS.
Про струны для акустических гитар Курта известно только то, что они имели бронзовую обмотку. Если вам нужен совет, то с задачей справятся струны вроде D’Addario EJ11 80/20.

Гитарные медиаторы Курта Кобейна

Курт чаще всего использовал оранжевые медиаторы марки Dunlop Tortex 0,60 мм.

Информация о статье
Гитары Курта Кобейна - полное описание
Статья
Гитары Курта Кобейна - полное описание
О чем статья
На чем играл и какие изменения делал и с какой целью. Фото.
Автор
Бренд
+CubozoaRu
Логотип

Подробнее о