Ну, кто не хочет себе мастеровую электро или акустическую гитару? Такую палку, чтоб на года. И всем устраивала, и только ты чтоб обладатель этой звучащей и льющей густой и смачный звук в нижние слои атмосферы, на зависть окружающим. И мастер чтоб был известный, и ликвидность гитары в деньгах чтоб с годами не падала. Решено. Ищем формфактор.
Случайно увидел… Что-то читал на форумах об «отсталости» советских и соцлагерных гитар: Уралы, Форманты, Музимы. Это, по моему сугубо индивидуальному мнению, отдельный разговор, и тут расписывать плюсы и минусы этого гитарного парка — не будем. Фотки в Инете перелистывал и… Опа! Ёкнуло.. Сразу полез в обзоры, статьи, на Ибэй (а вдруг за 5 тыс. деревянных продадут?)… Инструмент назывался Yamaha SG-5A.
Там еще была несильно отличающаяся 2А, но… Решение принято, пилим на заказ пятёрку.
Начал искать мастеров. Цены довольно демократичные. Кусающиеся. Правда, есть парни в России, которые действительно за скромный бюджет готовы были взяться. Респект им.
Не стал рисковать, решил найти в городе родном, в Екатеринбурге. Опыта заказа таких вещей — нет, пошёл ножками, беседовать.
Лунар. За дерево и работу с ним порядка 50-ти тысяч, фурнитура по ценнику добьет эту сумму до 100 тысяч (сейчас, из-за привязки к североамериканским рублям, цена ещё пойдет в гору). Всё правильно. Хочешь крутой гитареззз-крутой мастер тебе его изготовит.
Чешейко. Одним словом, «всё в шоколаде». Даже предложил отслеживать на Ибэе продажу родных звукоснимателей. Ну, чтоб звучание аутентичное было. Сразу «в лоб» заряжен ценник – две тысячи «бакинских»…
Ножками дальше не пошел. На Авито их посмотрел. Реплика тайваньская ушла за полтинник где-то далеко, но в пределах нашей необъятной, быстро – за неделю. О доставке тогда речи не было.
Червь необходимости именно этой гитары постоянно точил душу и селезёнку. Ночами, во снах с испариной, проходили бурные концерты, где именно этот инструмент рвал душу зрителям и поклонникам. Эх…
Чтоб я делал без Авито? Ведь хороший сайт. Не надо меня осуждать. В поисках вожделенной цели – все способы хороши. Какой-то хороший дяденька дал ссылку на наших азиатских друзей. Я им не смог растолковать, что хочу. Они «на поток» клепают ходовые реплики (копии, в народе) на продажу, а тут я со своим «хламом». Понятно, что недорого. Но понятно, что им ничего не понятно, а китайский язык стал преградой для реализации задуманного.
Нашёл на Авито контору «Replic-guitars». Списался с гуру гитаростроения. Всё ровно, никаких понтов. Обговорили цену, порядок оплаты. Спецификации будущего инструмента я перечислял изготовителю с «бабочками в животе». Потом зашел на их сайт… Да какую они красоту делают! Несомненно, заказывать у них и точка. Подкупил парень азиатской внешности, играющий на главной странице на реплике ЛТД. Казань. Ничего подозрительного. Казалось бы.
Перевел предоплату и началось. То — куры понеслись, то – овёс заколосился.
Натерпелся я с этими парнями из Replic-guitars. На сайте всё красиво, феерично — качают ведь где-то, сволочи, фотографии изысканные. Отрицательные отзывы удаляют (как в моём случае), а в уши льют, мама, не горюй. Потом-то, в процессе, на Авито они – то «тульские» парни, то «казанские». Сейчас интересно, куда они переметнулись? Бали? Или вообще – Марс? Со слов этих гитарбилдеров, через товарища, попытался найти их Мастерскую в Казани… Есть ли смысл оглашать результаты поисков? Там вы её не найдете. Индивидуальный подход мастеров… Отборные материалы… Приложу фото такого мастера, живет он совсем не в Татарстане.
Не смотря на долгое ожидание, нервотрёпку и бессонные ночи, инструмент я получил. Упаковка выше всяких похвал! 15 сантиметров пенопласта. В регби можно играть. Однако, квитанция на упаковке всё сразу поставила на свои места… Китай. Наши парни из «Р-Г»- просто посредники, да и то — непутёвые. Через абзац объясню.
На картинке сайта «Р-Г» инструмент выглядит вот так. Правда, выложили фото только в июне 2017 года, спустя год. Прятались?
По реальным «спецификациям» получилось не совсем то, что я просил. Сказались трудности перевода на китайский язык. Специалисты из Поднебесной старались, как могли, исполняя заказ. Форму, в принципе, изготовили похожую. Ладов сделали 22 (просил — 24). Где-то в переводе числительных закралась ошибочка. Флойд – да. Вместо тремоло а-ля «Ягуар». Вот только съемные вкладыши под опоры из мягкого металла вызвали негодование, да и опоры ходили, как чайная ложка в пустом вагонном стакане, позвякивая и отгоняя сон. Рычаг машинки «потерялся» в пути. Судя по фото, его изначально не было. Наверное, он не вошел в оплату заказа. И так сойдёт. Не всё, видать, включено. А просят денег как за мастеровой инструмент.
Смотрим фотографию. Заказанного топлока (штука на нулевом порожке, для зажима струн) — нет, ручки потенциометров криво, верхний порожек какой-то «сикось-накось», покраска тоже посредственно, хотя и без явных подтёков… Перечислять можно долго. Косячки все-таки есть. Но делали-то долго, почти полгода. Или просто врали и водили за нос, пытаясь всё это время найти общий язык с азиатами.
Радость мою, хлынувшую во все закоулки изъеденной ожиданием души, все эти недочёты при открытии посылки, разумеется не омрачили никак. Просили что-то подобное – получите, распишитесь. Можно, при наличии времени, поискать пару отличий. Наверное, неверный год изготовления гитары, указанный на сайте «Р-Г» (1968), и несет причину отличий моей от желаемых «спеков», я же просил 67, получите-с!
Представил, на секунду, начало работ мастера (чуть не написал кунг-фу). Берём профессиональное лекало… Подбираем абрис…Вытираем каплю пота со лба…Готово.
На фото видна вся кропотливость выполненных работ:
Напечатал на принтере, наклеил и вырезал. Так же можно было, оказывается. А хорошие парни мучаются, в программах всяких рисуют, глаз не щадя.
Если честно, то эти фотки давали оптимистичный настрой. Полгода оптимизма, конечно, это перебор, но какую-то картину происходящего они показывали. Вот, например, видно, что дерево совсем не со склонов кедровых зарослей Синайского полуострова.
И мастерская немного не та, что показана на сайте. Нет расстеленных простыней, рассеянно – сосредоточенных мастеров, шуршащих лекалами, бликующих маникюром на пальцах, слепя белизной халатов… не Казань…точно, не Казань.
Одна стойка на левом фото своим эстетическим видом способна привести любого щепетильного ценителя лакокрасочных покрытий дорогих гитар в лёгкое паралитическое исступление…
В итоге, имеем целую посылку с нетронутым содержимым. Кстати, мне пришло в пенопласте, на фото – просто коробка. Судя поэтому, был еще пункт пересыла, так сказать, еще были посредники.
Естественно, после осмотра инструмента и опробования его через все виды звукотрансляции, был оставлен отзыв «хорошим, добрым пацанам» из Р-Г. Надо отдать им должное: отрицательные всхлипы уничтожаются на странице моментально, с добавлением в бан. Так что, иллюзий по поводу реальности оценки на сайте не стройте: кругом обман, уйду в ту-ма-а-н.
Но, не смотря на всю серую окраску этого случая, отмечу, что после устранения всех вышеперечисленных недочётов:
- установка топлока;
- замена безрычагового флойда на узкоглазый Такеючи;
- заливка опор флойда бетонобронебойным клеевым составом;
- шлифовка и полировка ладов;
- экранировка полостей медной фольгой;
- замена пикгварда на перламутровый;
- замена звукоснимателей на Лэйс Сенсор;
- замена колков и установка ретейнеров…
Гитарка звучит стратотелекастеровски: есть и стекло, и твенг, и рокешник можно затянуть. Словом, радует и остается любимицей.
Родные звучки стояли ярые и злые, хоть и «синглы». Читаемость сингловая была весьма убедительная. Металл высекали «на ура», такие синглы иногда попадаются на старых «корейцах». Порадовали на репетициях. Минус – заводились и выли, как военные сирены, с пол-оборота. Это раздражало.
В дальнейшем напрашивается замена ладов. Китайцы не парятся с металлом и ставят пластилин, что сильно губит звук. Да и схему хочется родную, с балансером. Но это пока в планах.
Естественно, я половину этих модов не в состоянии сам был сделать. Принес инструмент к известному мастеру гитарных дел, Лунару (прошу не считать рекламой, у него много кто свои гитарки чинит). Повертели, покрутили. И вот — другое дело.
Подытожу, денег на мастеровую Ямаху, скажем, я не сильно сэкономил. По мелочи, дополнений к основной сумме набежало ещё около 20-ки. Можно было на эти деньги купить недорогой пиндосовский телик или страт. Да сейчас можно и мастеровую посмотреть за эти деньги, например, белорусы недорого и неплохо «строгают». Но, как бы то ни было, первый опыт был получен, имею уже несколько мастеровых гитар, и, как говорится, «заказчик доволен». Эти инструменты могут потягаться наряду с топовыми представителями (сравнивал в живую, есть и такие). А уж на чем вам играть – это дело сугубо ваше личное.