Нежелание гитаристов использовать последние современные разработки в области гитарного электрооборудования понятно — весь классический дизайн был сформирован еще в 1950-1960-х годах. Да и многие хотят использовать то оборудование, на котором играли знаменитые гитаристы. Давайте попробуем сравнить основные технические характеристики темброблоков Marshall и Fender — входное сопротивление, возможности управления тоном.
Входное сопротивление как правило составляет 1 МОм или 500 КОм. Хамбакеры обычно имеют сопротивление 500 КОм, сингловые датчики 250 КОм. Магнитные звукосниматели электрогитары индуктивные и требуют компенсации, без этого получается ярко выраженные средние частоты и слабо выражены высокие частоты, в итоге получается грязный и приглушенный звук. Чтобы услышать естественный сигнал со звукоснимателей нужно установить на максимум средние частоты, а низкие и высокие снизить до нуля. Получается почти прямая по частотной характеристике (это видно на графике ниже), по идее на выходе мы должны услышать приглушенный, грязный звук. В этом и заключается суть регуляторов тембра в гитарных усилителях — обеспечение компенсации естественного сигнала звукоснимателей за счёт повышения средних частот. Если мы начинаем повышать басы (низкие) и высокие частоты, то получаем провал по средним. Полное повышение средних частот дает практически плоскую частотную характеристику, что дает вам приближение у естественному звуку ваших звукоснимателей. Получаетя примерно такая картина (на примере Fender) :
Ниже приведены типичные схемы управления тоном, которые отвечают критериям компенсации сигнала со звукоснимателей гитары :
Различия сделаны для того, чтобы обеспечить звучание, которое предназначено для разных стилей Fender и Marshall. Схема Fender дает больше чистых, плотных тонов, характерных для звучания начальных уровней перегруза. Marshall лучше сбалансированы для низких-средних частот, характерных для средних и высоких уровней перегруза, с характерным признаком кранч звучания.
Вообще, есть интересная программка, позволяющая моделировать различные уровни низких, средних, высоких частот для наиболее популярных производителей усилителей. Программа очень интересна будет для электрогитаристов, так как можно псомтреть как будет выглядеть частотная характеристика при различных настройках усилителя, что можно сделать до его покупки и понять какой подойдет для вашего стиля игры. Ее можно скачать с сайта разработчика или с нашего сайта.
Ниже приведены частотные характеристики усилителей Fender и Marshall на разных режимах работы. Условно настройки выставлены для нижних частот баса на 3, средние на 4 и высокие на 6. Самым заметным отличием является то, что у Маршалл, больше уровень высоких частот и их регуляторы тембра имеют меньший диапазон регулировки. Более высокий уровень у него означает, что при использовании такого же предусилителя, Маршалл перегрузит выходной каскад больше.
Гитарная струна имеет широкий динамический диапазон в начале коллебаний, поэтому усилитель должен уметь особенно хорошо без потерь усиливать колллебания струны на начальном этапе. Некоторые , в основном дешевые усилители, не способны обеспечить такое усиление из-за отсутсвия предусилителя или неудачной его конструкции. Предварительный усилитель должен иметь отличные параметры питания и согласования каскадов. Входной каскад осуществляет согласование усилителя с источником входного сигнала, поэтому усилитель напряжения должен иметь большое входное сопротивление. Кроме того, крайне желательно, чтобы входной каскад имел минимальный коэффициент шума.