Не стоит покупать всякое старьё в Интернет

Посмотрев множество видеороликов на ютьюбе о старом железе, о лазердисках, фильмах на виниловых пластинках, аудиоформатах прошлого, вроде компакт кассет, reel to reel, elcaset, однажды я захотел и сам поиграться с чем-нибудь историческим. Купить себе новую старую игрушку на несколько недель.

И, уже имея портативный плеер для компакт-кассет, я подумал, почему бы не обзавестись кассетной декой, чтобы новая игрушка была не только интересной, но и полезной — записывать для плеера кассеты?

При этом заказывать сильно дорогую покупку на ebay с нашей почтой было бы довольно страшно, так что бюджет на покупку кассетной деки был не очень большой. Но ещё сильнее были ограничены знания, какую бы деку покупать. Так как определённой модели я не знал и не мог с ходу определиться, что бы купить, да и цены на одну и ту же модель могли бы сильно различаться, выбор был сделан пальцем в небо по следующим критериям:

— наличие кассетной деки в продаже без аукциона;

— ограничение бюджета тысяч в десять рублей и хороший внешний вид, на сколько можно судить по фотографиям товара.

И выбор пал на продающийся в Германии Philips Audio Visual D6920.

Модель, производимая в Австрии, приблизительно с 1982 по 1985 годы.По фотографиям выглядящая вполне интересно, с дизайном, заявляющем о том, что его придумали в восьмидесятых, с парой подсвеченных жёлтым VU уровнях, резкими углами корпуса, с серебристыми кнопочками, переключателями и ручками потенциометров.

Philips Audio Visual D6920

Хотел бы я тогда знать о форуме и о существующих проблемах с механизмами дек даже не из глубокой старины. Но тогда не было бы и приключения с устройством тридцатипятилетней давности.

Заказав, пока не передумал, эту портативную деку, я стал ожидать посылки в счастливом неведении. И дождался её довольно быстро. Упакованная с немецкой тщательностью в две картонные коробки, в комплекте с парой пустых, ещё запечатанных кассет, дека пришла вполне целая, не считая пары малозаметных сколов. Посчастливилось увидеть на почте конец путешествия посылки — коробка была свалена в мешок из под строительного мусора и была немало потаскана по пути, словно это и был строительный мусор.

Заметить сколы, однако, не зная, где искать, на почте было бы маловероятно, да и сейчас дома их нужно искать, чтобы увидеть. Так что в этом месте я ещё успел порадоваться, что не заказал деку полноразмерного формата, которую можно было бы поставить в hi-fi комплект, если кто-то его собирает в стойке. Такую на местной почте могли бы и уголком согнуть.

Philips Audio Visual D6920

Philips Audio Visual D6920

Philips Audio Visual D6920

При первом включении деки проблем не было, и всё работало образцово. Старые резиновые ремешки, не смотря на возраст, работали отлично, звук из встроенного динамика, хоть и простоват, был вполне сносным. Отсутствие шумоподавления Dolby NR не было большой проблемой, так как деку я брал изначально не для качественного звука, а как раз наоборот, для получения lo-fi эффекта и просто как занятную вещицу.

Воображение рисовало процесс прослушивания старых, протёртых до дыр кассет, играющих какой-нибудь outrun, с внезапными просадками в громкости и заметными скачками wow&flutter, синхронно музыке должны были дико скакать стрелочки VU метров, а красный закат в окне заливал бы соответствующим цветом комнату, таков был план.

Хотя никакого lo-fi не вышло, сама электроника в деке работает вполне хорошо, а вместо встроенной пищалки через стерео RCA кабель вполне сносный звук можно вывести на любые современные колонки. Либо подключить наушники через те же RCA или разъём для наушников спереди.

Но стоило только нажать клавишу перемотки, как тут же произошла катастрофа. Через несколько секунд перематывания плёнки сматывающие ролики перестали крутиться. Хотя жужжание работающих моторов было слышно, привода до роликов, вращающих кассету, не было. Начались и проблемы с воспроизведением.

Пришлось в подавленном состоянии разглядывать инструкцию пользователя, пробираться с лампочкой и отвёрткой в глубь деки и по найденным проблемам искать решения в интернете.

Инструкция пользователя к деке выглядит не в пример лучше тех, что кладут в нынешние плееры. Гораздо более подробная и развёрнутая. Подробные решения для многих проблем. Но в то старое время, кажется, все пользователи были с паяльниками «на ты», так что многие нюансы в пошаговых разъяснениях, кажется, отсутствуют. Пропущены, как очевидные.

Разбор деки я начал, как советует инструкция, с отсоединения ручек потенциометров и переключателей, с отвинчивания внешних шурупов (большинство деталей в этой деке держаться на шурупах, и частое выворачивание их вызывает болезненные ощущения, как шурупом в сердце, из-за того, что резьба в относительно мягком пластике под них начинает со временем деградировать) и съёма внешних частей корпуса.

Всего 12 шурупов, передняя панель, верхняя и нижняя. Это было не сложным делом, но далее, как гласит страница 11 инструкции, нужно всего лишь выкрутить два шурупа, удерживающих материнскую плату, и приподнять её. Тут и начинаются затруднения, удивления сумрачному немецкому гению и вопросы, как это было собрано? Так как провода, идущие к материнской плате, почти не оставляют возможности для её перемещения. Все провода и многие шлейфы были, как будто, туго натянуты, припаяны, и всё лишнее было яростно отсечено, чтобы никто не повадился лезть внутрь.

Далее идут иллюстрации с пояснениями к пунктам a-c раздела 1 со страницы 11 из инструкции к данной кассетной деке, как можно пробраться до транспортного механизма, в котором и скрывается проблема. По крайней мере, так можно было бы предположить, судя по шуму моторов.

Чтобы приподнять материнскую плату после откручивания шурупов, необходимо раскусить пластиковый хомут, сжимающий провода, подходящие к ней, ослабив их натяжение. На иллюстрации ниже видно, что хомут уже снят, и провода переплетены белой проволочкой. На случай, чтобы они далеко не уходили.

кассетная дека

Панель с кнопками управления находящаяся на лицевой стороне деки крепится на трёх защёлках. Для дальнейшего разбирательства панель стоит отсоединить от защёлок. Как только в будущем материнская плата будет приподнята, панель с кнопками управления можно будет отодвинуть в сторону, отогнуть на шлейфе, чтобы получить себе ещё немного места для работы.

Распустив провода у материнской платы и чуть приподняв её плату руками, можно найти ещё некоторые провода, плотно приделанные к транспортному механизму. Необходимо вытащить провода из этого крепления для того, чтобы ослабить их натяжение и освободить себе ещё место для дальнейшей работы. Такие крепления для сплетений проводов можно будет найти в других местах внутри деки, потребуется освобождать провода и из них.

Чтобы не растянуть или тем более случайно не порвать резиновый ремешок, идущий от перематывающего ролика на счётчик воспроизведения плёнки, самое время снять его с вала, отмеченного на картинке ниже:

Если изловчиться и посмотреть с боку, можно увидеть, куда идёт этот резиновый ремешок:

Не стоит бояться снять его. Вернуть его на место будет несложно. Собирая деку обратно нужно будет набросить его на вал под транспортным механизмом, и подцепить снизу чем-нибудь, вроде изогнутой проволочки, чтобы натянуть на вал, с которого ремешок был снят изначально.

Далее иллюстрация показывает, что ещё многие провода закреплены за транспортным механизмом. Их так же необходимо освободить для возможности дальнейшей работы. Потребуются тонкие, гибкие и сильные пальцы. Найти такие в магазине не просто.

Под материнской платой можно найти два отсоединяемых провода. Простые крепления, которые можно потянуть вниз. Эти провода так же должны быть убраны с дороги.

После этого материнская плата должна быть достаточно освобождённой. Появится возможность приподнять её и поставить под неё что-нибудь, например, кусок палочки для еды, чтобы зафиксировать её и освободить себе руки. Пример показан на иллюстрации ниже, но фотография запечатлена уже после освобождения транспортного механизма, из недалёкого будущего:

После подъёма материнской платы необходимо осмотреть транспортный механизм.

Стрелочка «вниз» на следующей иллюстрации указывает на направляющую, по корой передвигается белая деталь, держащаяся защёлках. Необходимо проверить, что защёлки плотно обхватывают направляющую — в деке, которую я получил изначально, белая деталь была отсоединена и немного болталась. Далее необходимо выкрутить три болта, два из которых отмечены кругами, а на третий, не поместившийся на фотографию, указывает стрелка «влево». Проблема может возникнуть с болтом, находящимся в глубине. Для его откручивания потребуется либо отвёртка с гибким удлинителем и коротким креплением для битов, либо отвёртка с ручкой под углом 90 градусов с храповиком. Второй вариант, набор битов с обычной ручкой и ручкой с храповиком, продаётся под брендом ‘Stels’ в автомагазинах, и является вполне полезным в хозяйстве приспособлением.

После откручивания болтов стоит освободить провода, на которые указывает стрелка «вниз»:

Приподняв маленькую плату слева, отмеченную кругом, становится возможным, наконец, поднять транспортный механизм и повернуть его верхней стороной, получая доступ к шестерням. Поднимать транспортный механизм не просто, свободного места внутри не много и мешают провода, но кроме трёх уже вывернутых болтов, паутины проводов и тесноты его ничто не держит. Так что при достаточном терпении возможно добыть механизм из глубины корпуса.

При осмотре сразу бросается в глаза причина затруднений при вращении — оторванные зубья на жёлтой шестерне. Кроме отсутствующего сцепления проблемой так же могут стать уже разлетевшиеся кусочки, если они попадут между целыми шестернями.

И тут стоит на минуту отвлечься от работы руками и проверить интернет на наличие где-нибудь требуемых запасных частей. А за одно узнать, существуют ли подобные проблемы в других моделях дек, или же именно этот выбор был самым неудачным?

В результатах гугла на первой же странице располагается всё разъясняющее видео:

Желтые шестерни сделаны из крайне недолговечного пластика, это не белый нейлон, шестерни из которого могли бы радовать пользователя на протяжении всей его жизни, а куда более мягкий и ломкий материал. Зубцы можно буквально отковыривать пальцами, совсем без усилий. Следовательно, необходимо заменить их на новые. Помимо видимой сразу жёлтой шестерни чуть глубже находится вторая деталь из такого же пластика, так что заменять лучше сразу 2 детали, чтобы не пришлось добираться сюда второй раз.

К счастью, такие детали производятся энтузиастами, и их вполне возможно купить, не выходя из дома:

https://www.ebay.com/itm/Gears-for-PHILIPS-Ghetto-blaster-D8634-D8718-D8734-D8614-D6920/254016134952

Товар с ебэй своим названием намекает, что такие же недолговечные шестерни встречаются не только в этой модели, но и в некоторых других деках от Philips тех лет, хоть и других форма-факторов.

Дополнительные материалы:
http://www.stereo2go.com/topic/index.php?content_oid=447299957794152653&board_oid=193392314111653395

http://www.wikiboombox.com/Philips%20D8614

В деке есть и ещё одна большая шестерня из такого пластика, сдвигающая голову воспроизведения к плёнке и отодвигающая её обратно, как можно найти в обсуждениях по ссылкам выше. Но эта шестерня ломается не так часто из-за своего размера и малого угла поворота. Замена её была бы ещё одним отдельным приключением, и отдельной покупкой. Но если в комплекте запасных шестерней будет и она, то непременно стоит взять эту шестерню, на всякий случай.

Но не стоит сразу воспринимать Philips в штыки и возмущаться, что их продукция сделана дёшево и недолговечно. Шестерни из такого материала встречаются не только у Philips, но и у, казалось бы, куда более вычурного и надёжного производителя Technics. Видео замены шестерней в механизме деки Technics:

Но в отличие от достаточно простого и крупного механизма Philips, механизм Technics выглядит как наручные часы, и разобраться в нём может быть очень непростой задачей. Так что при поломке есть риск разложить его на столе, как делает Адам Дженсен с деталями настоящих часов и никогда не собрать обратно.

Отсюда и возникает главное опасение и предостережение. Какую модель устаревшей деки не выбирай, осложнения, очень вероятно, случатся. Даже покупка невероятно дорогого святого грааля портативных дек, Sony DC-D5, стоимостью тысяч в 50-60 рублей, не гарантирует от появления проблем. Более того, в столь тонком и изощрённом механизме исправлять их будет гораздо сложнее.

Примеры проблем с  Sony DC-D5 так же можно найти на форуме tapeheads.net.

И подумать над покупкой такой деки ещё раз, будет ли оправдана потеря нервов?

Кстати, у продавца https://www.ebay.com/usr/siliconemind можно найти и много других шестерней для других моделей дек. Резиновые ремешки и пинч-роллеры стоит поискать у продавца https://www.ebay.com/usr/mihokm, у которого так же можно уточнить о совместимости моделей, но он специализируется в основном на портативных плеерах Sony.

Но вернёмся обратно к восстановлению транспортного механизма. Дождавшись посылки с шестернями можно приступить к замене. Стрелочка на последней фотографии указывает на стопорную шайбу на оси. Достаточно снять её, сдвинув в сторону с оси, и можно извлечь сломанные шестерни.

Новые полученные шестерни стоит смазать какой-либо подходящей смазкой. Я использовал валяющийся в столе «Циатим 201», тяжело пахнущий вазелином, но мастера наверняка посоветуют что-либо более подходящее. Либо можно свериться с рекомендациями в инструкции — необходимые мази приведены на странице 5 с пояснениями, на что их следует наносить. Так же важно не потерять тонкие черные шайбочки, проложенные между некоторыми шестернями.

Смазав шестерни, не сложно установить их обратно в транспортный механизм.

На иллюстрации стрелки вправо показывают на новые шестерни. Стрелка вверх показывает на один из найденных зубцов старой шестерни. Необходимо внимательно осмотреть механизм на наличие осколков, чтобы они не застряли между целыми шестернями. Для осмотра необходимо снять валы, которыми перематываются катушки в самой кассете. На такой вал показывает стрелка влево. Удобный способ съёма такого вала — использовать три зубочистки. Необходимо разжать защёлки на металлической оси, на которых и закреплён вал. Для этого нужно воткнуть зубочистки в щели между защёлками, расперев их, и вал возможно будет поднять вверх, не повредив пластик. Белая деталь над валом выдавливается с противоположной стороны транспортного механизма, так что необходимо будет подлезть под него с другой стороны.

После поиска обломков старых шестерней нужно убедиться в положении пружинки, замыкающей шестерни в процессе воспроизведения кассеты, чтобы избежать новых проблем. На пружинку указывает стрелка «вверх» на следующей фотографии:

Пружинку возможно выдвинуть в указанное положение для чуть большего её натяжения. Если этого не сделать, подвижная шестерёнка, удерживаемая пружинкой, и передающая вращение на валик, сматывающий плёнку, может начать издавать раздражающий стук вначале или в конце кассеты. Либо, в худшем случае, вовсе запускать механизм автоматической остановки воспроизведения посреди кассеты.

Далее следует проверить работоспособность деки и подстроить потенциометры при необходимости. Проверка необходима, чтобы собирать деку обратно в полной уверенности, что сразу же не придётся всё разбирать обратно. Нахождение проблем сразу после, казалось бы, успешной починки, очень огорчает.

Потенциометры находятся на отдельной плате:

Пояснение, за что они отвечают, можно найти в инструкции на странице 11:

Самый нижний потенциометр, настройка которого критична для сохранения нервов, обозначен в инструкции как R249. Необходимо в разобранном виде изловчиться поставить в транспортный механизм кассету, подключить деку к сети и прослушать плёнку от начала до конца. Лучшим вариантом было бы проверить мультиметром напряжение на моторе М2 и при исключительном энтузиазме использовать кассету для измерения трения, о которой идёт речь в инструкции, но таких узкоспециализированных инструментов у меня под рукой не оказалось.

Задача при прослушивании — убедиться, что воспроизведение кассеты не прерывается внезапно где-нибудь посреди кассеты, и особенно ближе к её окончанию. При неожиданных остановках, вызванных срабатыванием механизма автостопа, нужно немного повернуть потенциометр R249 против часовой стрелки для увеличения напряжения на мотор в режиме воспроизведения. И прослушать кассету вновь.

Сложность заключается в поиске баланса между сильным напряжением, вызывающем сильные перегрузки механизма и стук при воспроизведении и постоянной остановкой воспроизведения при слишком слабом напряжении. Опытным путём возможно подобрать такое напряжение, чтобы вращение шестерней не прерывалось, и при этом трансмиссия работала хорошо. Допустимо небольшое постукивание при окончании кассеты, когда вращение сматывающей катушки становится крайне замедленным из-за большого радиуса намотанной на неё плёнки.

Следующий потенциометр выше — R268 по инструкции, влияет на скорость воспроизведения плёнки. Настроить его на слух довольно затруднительно, рекомендуется использовать кассеты с записанными на них непрерывными звуками определённой частоты. Хотя можно применить и способ простолюдинов, проигрывая трек заранее известной продолжительности с секундомером в руках.

Два верхних потенциометра настраивают максимальную скорость при ускоренной перемотке плёнки. Сильно повышать скорость вращения может быть вредным для здоровья плёнки, так что изменять их положения нет большой необходимости.

Проверив потенциометры и убедившись, что воспроизведение кассеты не прерывается в неположенном месте а трансмиссия не издаёт громкий неприятный стук, можно начать готовиться собирать всё обратно.

Но перед сборкой следует обработать потенциометры, регулирующие напряжение на моторы и потенциометры на лицевой стороне, отвечающие за громкость, чувствительность при записи и питча каким-либо средством от окисления, которое неизбежно возникло на них за столь долгое время. Средства от окисления можно найти в супермаркетах электротоваров, вроде chip&dip, но я варварски использую WD40. Несколько капель вспененной смеси уайтспирита и смазки с некоторыми присадками вполне оживляют старые потенциометры, не опустошая карман. Достаточно брызнуть немного, чтобы средство попало на рабочие поверхности потенциометра, и повращать его.

Далее остаётся собрать всё обратно. Привернуть болты транспортного механизма, обязательно заправить провода в их крепления, подключить пару вытащенных разъёмов, вернуть материнскую плату и плату с кнопками управления на место и привернуть детали корпуса.

После замены шестерней и обработки потенциометров от окисления минидека заработала вполне успешно. За потраченные нервы была приобретена достаточно интересная игрушка, ещё и полезная в хозяйстве. И как способ записи кассет для портативного плеера, и как развлечение после долгого дня на работе, когда включать что-то сложное для воспроизведения музыки не хочется, а сил хватает, только чтоб повернуть ручку громкости и нажать клавишу “play”, плюхнувшись на диван.

Так что в опровержение названия статьи, покупать разнообразное старьё на интернет-аукционах стоит, но следует учесть, что помимо денег будут потрачены и нервы, и время, а результат далеко не всегда будет успешным.

Подробнее о 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *