Изобретение электрической гитары. Часть 1 из 3

Что такое «изобретение»? Порыв вдохновения?
Да, порой это так, но обычно изобретательство – процесс более сложный. Например, усиление звука гитары посредством электричества привело многих изобретателей и музыкантов, работавших над этим с 1920-х годов, к придумыванию, проектированию и популяризации инструмента, звучащего громче.
Не исключено, что в последние полвека электрическая гитара – самый важный и известный инструмент американской музыки. Её появление, конечно же, внесло существенное изменение в американскую технику музыки и сформировало звук и направление современных музыкальных стилей.

Ещё задолго до развития электрических усилителей и динамиков существовала потребность в усилении звука гитары. Концерты 19-го столетия отличались растущим сопровождением и всё более крупными ансамблями. Музыкантам требовались инструменты громче и мощнее, что стало возможным с использованием новых материалов и конструкций.

Поданный в 1934 году Патент Жоржа Бошама [George Beauchamp] на гитару «Rickenbacker Frying Pan» [букв. «сковородка» Рикенбекера, по фамилии делового партнера – Адольфа Рикенбекера]. Выдан в 1937 году Патентным ведомством США.

Патент Жоржа Бошама [George Beauchamp] на гитару «Rickenbacker Frying Pan» в 1934 году

Патент Жоржа Бошама [George Beauchamp] на гитару «Rickenbacker Frying Pan» в 1934 году



Появление в 19-ом веке стальных струн означало не только большую громкость, но и большее натяжение в инструментах. Традиционная гитара с плоским верхом [flattop] начала меняться по форме и размеру, так как получила стальные струны. К тому же возникло совершенно иное исполнение, которое было прочнее и громче: гитара с выгнутой декой [archtop].

С ростом популярности народной танцевальной музыки в 1920-х годах зарождающейся индустрии звукозаписи потребовалась большая громкость для записи концерта, поэтому производители приложили все усилия к разработке ещё более громких гитар. Некоторые продолжали экспериментировать с большими размерами и металлическими корпусами; другие же изобретатели сосредоточились на электричестве как на вспомогательном средстве.

К концу 1930-х электронное усиление оказалось одним из наиболее успешных нововведений для создания громче звучащей гитары – вопреки опасениям касаемо этой новой технологии у некоторых приверженцев традиций. Первыми, кто выступил в защиту электрического звука, оказались гитаристы, играющие в стилях кантри и джаз. Потом музыканты и производители в 1940-х и 1950-х годах приступили к созданию электрических гитар в испанском стиле с цельными деревянными корпусами, что привело к новым конструкциям и новым звукам.

Звучная гитара
В истории развития электрической гитары есть наследие изобретения и нововведения, уходящего корнями за 20-е столетие. В частности, начиная с появления примерно в 1800 году новых шестиструнных испанских гитар, наблюдалось постоянное взаимодействие между гитаристами и изготовителями в поисках ещё большей громкости для своих инструментов.
К 1850-ым годам Кристиан Фридрих Мартин [C. F. Martin] разработал «крестовые связи» [X-bracing] для укрепления корпуса гитары наряду с другими нововведениями, приведшими к новой конструкции американской гитары с плоским верхом.

Кристиан Фридрих Мартин [C. F. Martin]

Кристиан Фридрих Мартин [C. F. Martin]


В 1890-х резная гитара, созданная Орвиллом Гибсоном [Orville Gibson], не только повысила свою громкость, но также установила нормы для производителей инструментов в начале 20-го столетия и проложила путь для гитары с выгнутой декой.

С наступлением в 1920-х годах эры больших джазовых оркестров, компаний грамзаписи и коммерческого радио стали интенсивнее поиски гитары, звучащей громче. Производители гитар для конкуренции на этих новых рынках начали не только выпускать более крупные гитары с плоским верхом и с выгнутой декой, но всё чаще экспериментировали с разными материалами и конструкциями.

Джазовый оркестр

Джазовый оркестр


Джон Допера [John Dopyera] из компании National String Instrument Corporation взял всё из идеи акустического усиления, разработав гитару с металлическим корпусом и встроенными усилителями резонаторного типа, как у банджо.

Электрифицированная гитара
Уже к концу 19-го века существовала идея использования электричества для создания громких струнных инструментов. Но только в 1920-ых и 1930-ых годах инженеры, производители и музыканты принялись решать некоторые проблемы электронного усиления.
Примерно в 1931 году Жорж Бошам вместе с Адольфом Рикенбекером создали электромагнитный звукосниматель, в котором ток протекал через намотанную вокруг магнита катушку, создавая поле, которое усиливало колебания струн. Этот звукосниматель, представленный на наколенной («гавайской») гитаре, известной как Frying Pan, сделал тот инструмент первой экономически перспективной электрогитарой.

Адольф Рикенбекер

Адольф Рикенбекер

Frying Pan

Frying Pan


Другие производители и музыканты к концу 1930-ых годов приспособили новую технологию к более традиционным испанским деревянным гитарам с полым корпусом, но столкнулись с искажениями, обертонами и обратной связью – то есть усилением колебаний в корпусе инструмента, а также на струнах. Изобретатели пытались справиться с этими звуковыми трудностями, проводя опыты с цельнокорпусными, а не с пустотелыми гитарами. Компания Slingerland в 1939 году представила испанскую цельнокорпусную электрическую гитару в промышленном масштабе. Приблизительно в 1940 году гитарист и изобретатель Лес Пол [Les Paul] в инструменте, прозванном «Бревно» [the Log], установил струны и звукосниматели на сосновую заготовку, дабы минимизировать колебания корпуса.
Лес Пол

Лес Пол


Пол Бигсби [Paul Bigsby] и Лео Фендер [Leo Fender] также проводили опыты в 1940-х годах с испанскими гитарами в исполнении с цельным корпусом.

В первые годы своей жизни часто обсуждалась жизнеспособность электрической гитары как «настоящего» инструмента. Недоброжелатели этого инструмента много раз заявляли, что он не выдаёт чистый, «подлинный» музыкальный звук. Играющие кантри и джаз музыканты, в первую очередь Чарли Крисчен [Charlie Christian], были среди первых защитников, отстаивавших громкий звук и возможность электрической гитары соревноваться с другими мелодическими инструментами в выступлениях музыкальных ансамблей.

Чарли Крисчен [Charlie Christian]

Чарли Крисчен [Charlie Christian]

Ти-Боун Уокер [T-Bone Walker]

Ти-Боун Уокер [T-Bone Walker]


Основоположники электрической гитары 1930-ых и 1940-ых годов вобрали в себя таких творцов, как джазисты Эдди Дарем [Eddie Durham] и Оскар Мур [Oscar Moore], кантри-исполнители Ноэл Богс [Noel Boggs] и Мерл Трэвис [Merle Travis], а также маэстро блюза Ти-Боун Уокер [T-Bone Walker] и Мадди Уотерс [Muddy Waters]. Все они ставили опыты с тональными и гармоническими возможностями инструмента. При этом на новый электрический звук стали обращать внимание и другие музыканты, производители и публика.

Подробнее о