Коммерческий успех
Как и в случае многих других изобретений, поначалу электрическая гитара столкнулась со скептическим отношением со стороны приверженцев традиций – то есть исполнителей, а также производителей и публики.
Однако вскоре исполняющие кантри и блюз музыканты вместе с джазовыми инструменталистами, исследуя передовые способы изменения, подтяжки (bend) и удержания (sustain) нот, пристрастились к многообразию новых тонов и звуков, которые могла выдавать электрическая гитара.
Громкость и тоны инструмента оказались особенно симпатичны появившимся в 1950-х годах приверженцам рок-н-ролла. Несмотря на свою важность и для других жанров, электрическая гитара оказалась в центре культурной революции, которую символизировал собой рок-н-ролл. Средства массовой информации наживались на революционном образе рок-н-ролльщика: зализанные назад волосы, кожаная куртка, мотоцикл и, конечно же, электрическая гитара!
Незамедлительный успех нового стиля электрогитар Fender быстро подействовал на остальных производителей, которые запустили производство собственных моделей. В 1952 году первым и главным конкурентом Fender-а стала фирма Gibson, представившая при содействии знаменитости Леса Пола [Les Paul] свою цельнокорпусную гитару. Серийное производство этих и других новых моделей весьма востребованных электрогитар предоставило подросткам всей страны возможность переосмыслить себя в плане музыкального сопротивления и независимости.
Поданный в 1954 году патент Лео Фендера [Leo Fender] на революционную систему тремоло в гитаре Fender Stratocaster; выдан Патентным ведомством США в 1956 году.
Хотя многие люди считали, что рок-н-ролл – это кратковременное увлечение, к 1960-ым годам стало понятно, что эта музыка прочно укоренилась в американской культуре. Вместе с тем электрогитаристы стали сверхзвёздами рока. Благодаря живому исполнению в крупных концертных залах и на концертах под открытым небом вырос спрос на большую громкость и зрелищность. У известных групп типа Beatles и Rolling Stones появились международные приверженцы, что часто граничило с безумием.
К тому времени большинство рок-гитаристов уже не стремилось добиться чистых и резких звуков от электрической гитары. Они принялись экспериментировать, и частью языка гитариста стали такие новые звуки и структуры, как дисторшн и обратная связь. Маэстро рока в части управляемого звука был Джими Хендрикс [Jimi Hendrix]. Хендрикс добивался впечатляющих эффектов, используя такие методики, как манипуляция рычагом тремоло у гитары и выступление рядом с усилителем.
Эксперименты гитаристов продолжались на всём протяжении 1970-х и 1980-х годов. Их новый музыкальный лексикон придавал особое значение громким и грязным квинтаккордам, ослепительным соло и общей громкости, что получило известность как «хеви-метал». Эдвард Ван Хален [Eddie Van Halen] проводил опыты со звуками, напоминающими бомбовый удар, с использованием рычага тремоло, чтобы сделать самую низкую ноту гитары ещё ниже. Хендрикс тоже увлекался этим и в результате часто получал расстроенный инструмент. Однако к середине 1980-ых изобретатель Флойд Роуз [Floyd Rose] усовершенствовал тремоло-системы цельнокорпусных гитар, что позволяло «бомбить» многократно.
В нескольких последних десятилетиях наблюдался прирост профессиональных электрогитаристов — женщин. Благодаря таким первопроходцам, как американка Бонни Рэйтт [Bonnie Raitt], женщины получили равные условия в том, что традиционно считалось мужским занятием. Сегодня, спустя более шести десятилетий после прорыва на американской музыкальной сцене, электрическая гитара по-прежнему является характерной чертой во всех типах музыки, на ней играют и ей восхищаются мужчины и женщины от мала до велика во всём мире.
Оригинальное исполнение
История гитары отражает культурные ценности, главные заботы и нормы Соединенных Штатов. То же самое происходит и с исполнением гитары, особенно после разработки к 1950-ым годам конструкции цельнокорпусной гитары.
Поскольку издаваемый цельнокорпусными электрогитарами звук не зависит от их формы, производители могли экспериментировать с большим диапазоном конструкций гитар. Решительные на вид инструменты этой эпохи переносили культурное устремление народа на современность. Гитара «Strat» фирмы Fender напоминала о модных «плавниках» и оригинальных цветах автомобилей Детройта, тогда как Flying V от Gibson, казалось, так и взлетит!
Как только к 1960-ым и 1970-ым годам электрическая гитара заняла прочную позицию, конструкции гитар стали более узнаваемыми и отражали популярные музыкальные тенденции. Сами гитаристы к 1980-ым годам всё больше и больше увлекались внешним видом, а также звуком своих инструментов, рассматривая гитары как собственные отличительные качества. Эдвард Ван Хален украшал гитару цветной клейкой лентой, а у Принса [Prince] были гитары всевозможных форм и цветов, созданные по заказу для его сценических представлений.
Музыкант стиля кантри Джуниор Браун [Junior Brown] пошёл в модификации своей гитары ещё дальше. Для решения проблемы переключения между испанской электрической и гавайской (или наколенной) электрической гитарами Браун объединил два инструмента и создал новую «гитарную гитару» (двухгрифовую).
Производители электрических гитар в наши дни часто придают материалам, отделкам и общему замыслу такое же значение, как и технологическим аспектам своих инструментов. Стиль и мастерство были и будут особенно важны для рыночного успеха электрических гитар.