Gary Moore

Гитары и оборудование Гэри Мура. Часть 1 из 5

Роберт Уильям Гэри Мур родился 4 апреля 1952 года в Северной Ирландии. Его детство прошло в восточном Белфасте в семье, в которой, кроме него, было четверо детей. Будучи довольно юным, ушёл из дома. Новым пристанищем для Гэри стал Дублин, где он повстречал своего первого наставника, оказавшего на него большое влияние. Тем человеком оказался Питер Грин из группы Fleetwood Mac. В последующие годы Гэри участвовал в группе Skid Row, затем в 1974 году в Thin Lizzy, и в конечном счёте в Colosseum II, в которой он оставался вплоть до 1977-78 года. С 1979 года Гэри полностью сконцентрировался на сольной карьере, во время которой выпустил некоторое количество весьма успешных альбомов, включая «Still Got The Blues» (1990), ставший одним из любимых у поклонников. Энергично работал вплоть до своей безвременной кончины в феврале 2011 года.

Гэри Мура чаще всего ассоциируют с игрой на гитарах Les Paul (Лес Пол) от фирмы Gibson. В ранние годы его основной гитарой был Les Paul 1959 года, полученный от Питера Грина из группы Fleetwood Mac. Этой гитарой он владел более 40 лет, пока не продал её в 2006 году. Вторым Les Paul также была модель 1959 года, полученная от коллекционера гитар Фила Харриса [Phil Harris]. Это та самая гитара, которую Гэри использовал на самом популярном альбоме «Still Got The Blues», и она оставалась с ним до самой смерти.

Электрические гитары Гэри Мура:

1952, Gibson Les Paul (переделанная)

Эту гитару Гэри использовал непродолжительное время во время пребывания в Skid Row до 1971 года. Её можно наблюдать на паре видеозаписей, сделанных во время выступления группы в немецкой музыкальной ТВ-передаче «Beat Club». [Skid Row (Gary Moore) – An Awful Lot Of Woman / Unco-Up Showband Blues – Live, 1971 (Remastered)]

На основе нескольких признаков гитара выглядит как переделанная Goldtop начала 50-х. Звукосниматели представлены моделями P-90 с чёрными пластмассовыми крышками и соответствующей им крышкой тумблера. Гитара оснащена тремя цилиндрическими ручками и одной ручкой с «зеркальным отражением». Покрытие корпуса выглядит любительской красно-золотистой повторной полировкой, поскольку красный цвет кажется блеклым гораздо ближе к центру, нежели на фабричных моделях.

Многообещающим признаком, который позволяет установить точное датирование этой гитары, является трапециевидный струнодержатель. В начале 50-х у гитар Les Paul был длинный трапециевидный струнодержатель, занимающий всё то место, на котором на более поздних моделях устанавливали бридж ABR. Гитара Гэри похожа на переход от длинного к короткому трапециевидному струнодержателю с установленным в прежние винтовые отверстия Gibson ABR-1.

Как упоминалось, Гэри пользовался этой гитарой очень непродолжительное время, и она практически пропала с середины 1972 года.

Что происходило с этой гитарой до Гэри Мура

Благодаря одному из наших читателей, теперь известна предыстория гитары до попадания к Гэри. Ранее она принадлежала гитаристу Робину Трауэру из группы Procol Harum, который появлялся с этим Les Paul-ом на многочисленных событиях вплоть до 1970 года.

Робин Трауэр орудует с Les Paul 52-го года. Источник: Кадр из YouTube (Procol Harum – Piggy Pig Pig)

Как видно на фотографии выше, ручки, трапециевидный струнодержатель и цвет гитары – всё прекрасно совпадает с гитарой Гэри. Единственным отличием является хамбакер в бриджевом положении, которого нет у гитары Гэри. Однако, если посмотреть материалы съёмок из «Beat Club» (ссылка есть в первом абзаце, перемотать на отметку 2:25), то можно увидеть довольно большой зазор вокруг звукоснимателя P90, который теперь присутствует на гитаре Гэри, что наглядно показывает, что на этом месте когда-то был хамбакер.

1959, Gibson Les Paul Standard

Прежним владельцем данной гитары был Питер Грин, который приобрел её уже подержанной примерно за 300 долларов США в 1966 году. После ухода из Fleetwood Mac в 1970 году Питер одолжил гитару Гэри, поскольку был для него чем-то вроде наставника в ранние годы. Гэри некоторое время использовал гитару, и в конечном счёте согласился купить её у Питера в знак уважения к личному его пожеланию, чтобы гитара попала в «добрые руки».

Гитара практически заводская, за исключением магнита в грифовом звукоснимателе, который был обращён на одном из звукоснимателей – такая особенность теперь известна как «модификация Питера Грина». Как утверждают, это произошло случайно на фабрике Gibson, когда гитару собирали в 1959 году. К такому заключению пришёл Джолион Данциг [Jol Dantzig], имевший возможность изучить эту гитару в 80-х. Эта модификация подразумевала, что звукосниматели находились в разных фазах, когда тумблер устанавливался в среднее положение.

На одном звукоснимателе магнит был перевёрнут. Поскольку внутренности звукосниматели не были нарушены, я пришёл к выводу, что это, должно быть, ошибка на фабрике. При том, что Gibson изготовил в том году свыше десяти тысяч электрических гитар, шанс обнаружения ошибки в гитаре Грина кажется маловероятным. Как ни странно, недавно Джо Бонамасса [Joe Bonamassa] приобрёл подлинную в таком же состоянии! [Загадка тона Питера Грина, автор Джолион Данциг]

Отметим, что Джолион не указывает, у какого звукоснимателя была изменена полярность – у грифового или же бриджевого.

Перевёрнутый грифовый звукосниматель

Однажды примерно в 1967 году Питер вытащил грифовый звукосниматель и играл на гитаре только с главным (бриджевым) звукоснимателем. Очевидно, он позаимствовал идею у Эрика Клэптона [Eric Clapton].

Звукосниматели оказались прочными, но один из них я вынул. Я подражал Эрику [Клэптону]. Слушал его игру однажды вечером, и он всё это время использовал верхний (высокочастотный) звукосниматель. Это звучало так здорово, что я подумал: неплохо бы вообще снять басовый звукосниматель. Попробуй, вдруг тоже получится? Ага, если бы! Нужно много реальной практики и волнения, чтобы добиться такого звука. [Непостижимая тайна «волшебного» тона Les Paul 1959 года Питера Грина]

Спустя несколько месяцев звукосниматель вернулся на место, но теперь был установлен неправильно – повёрнутым на 180 градусов.

Я поставил его неправильно, чтобы полюса – винты звукоснимателя – смотрели в противоположном направлении. Мне говорили: «Вы добились того особенного, противофазного звука!» А я и не знал, что такое «противофазный». Фаза чего? Фаза – хорошее название для группы J [Непостижимая тайна «волшебного» тона Les Paul 1959 года Питера Грина]

Важно отметить, что поворот звукоснимателя не имеет ничего общего с противофазным звуком, что бы там не думал Питер. Противофазный звук достигается путем переключения полярности одного из магнитов. Для знакомства с этим понятием рекомендуем посмотреть канал на YouTube «Wills Easy Guitar» [«синфаза» и «противофаза» в гитарных звукоснимателях, и что это означает].

Также стоит упомянуть про пару видимых переделок. Пока гитара была у Питера, тот снял накладку, а когда гитару получил Гэри, он заменил две нижние ручки управления более современными «отражающими» ручками – которые считал более удобными в использовании.

В первые годы Гэри использовал эту гитару как основную, и так почти исключительно до конца 70-х. Её можно услышать повсюду в двух первых сольных альбомах «Grinding Stone» (1973) и «Back On The Streets» (1978), а также в его сотрудничестве с Thin Lizzy и Colosseum II. По прошествии времени он стал экспериментировать с разными гитарами, но эта, вне всякого сомнения, одна из его любимцев.

Он на самом деле продал гитару почти через 40 лет владения ей, столкнувшись с серьёзными финансовыми затруднениями. Когда гитара впервые была выставлена на аукционе в начале 2000-х, цена инструмента достигала около 1 миллиона долларов США. В 2014 году она опять появилась в продаже, когда её решил купить Кирк Хэмметт [Kirk Hammett] из группы Metallica, заплатив в общей сложности около 2 миллионов долларов США.

1960, Gibson Melody Maker

На этом инструменте играли преимущественно на выступлениях с середины до конца 70-х с группой Thin Lizzy. Это видно на концерте в Сиднее в 1978 году.

Гэри переделал эту гитару путем замены первоначального грифового звукоснимателя белым DiMarzio Super Distortion. Остальное, кажется, осталось практически заводским.

1955, Gibson Les Paul Junior

Первый раз Гэри видели с этой гитарой во время гастролей группы Thin Lizzy «Black Rose Tour» в 1979 году. Он купил гитару у Стива Джонса [Steve Jones] из группы Sex Pistols. [Гэри Мур в № 73, 1987 г.]

К сожалению, на данный момент больше ничего об этой гитаре найти не удалось. Скорее всего, Гэри приобрёл её между серединой и концом 1978 года, выступая на одной сцене со Стивом и группой The Greedy Bastards.

Подробнее о 

Разработка, изготовление уникальных, программируемых блоков питания для педалей эффектов гитар.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *