Буферный или истинный (true) байпас использовать для электрогитары? Нужно ли применять педаль-буфер? Эта тема постоянно обсуждается на гитарных форумах и единства мнений нет. Могу сказать только, что в итоге всегда рещать вам, должно ли это звучать так или не звучать и в какое время.
Буфер для электрогитариста — это устройство, обладающее высоким входным сопротивлением (сотни kOm), низким выходным сопротивлением (единицы kOm) и небольшим усилением по напряжению. Буфер на входе гитарного эффекта позволяет минимально нагрузить выход с гитары и не испортить его, а буфер на выходе позволяет не бояться длинных кабелей в качестве нагрузки.
Длинный провод ослабляет и искажает сигнал в цепи гитара — эффекты — усилитель. В результате, это проявится в срезанных верхах и уменьшении объема звука, а также падении общей мощности сигнала, что особенно будет заметно при низком входном сигнале. В таких случаях можно использовать педаль-буфер, которая поможет передать гитарный сигнал до усилителя без искажений и потерь. Большой плюс буфера в том, что его можно ставить в цепи непосредственно перед усилителем и не втыкать его на педалборд. Кроме того, некоторые буферы позволяют немного увеличить сигнал, а это небольшая добавка гейна, которая иногда бывает необходима.
Давайте рассмотрим несколько схем с буферов.
Транзисторный буффер, схема от Джека Ормана. Постороен на транзисторе с JFET, простая схема не требует отладки работает сразу же.
Для информации отличия JFET от MOSFET:
1. У MOSFET более высокое входное сопротивление.
2. У JFET нет порогового напряжения затвор-исток.
3. MOSFET чувствительны к статическим разрядам.
4. У JFET зачастую больше крутизна (transconductance, отношение малого приращения тока сток-исток к приращению напряжения затвор-исток, его вызвавшему, при постоянном напряжении сток-исток. Показывает, насколько резко транзистор реагирует на изменение напряжения затвор-исток).
5. Ну и главное отличие — JFET работате в режиме обеднения, а MOSFET (с индуцированным каналом) — в режиме обогащения.
Следующая однотранзисторная схема взята из Ibanez Tube Screamer, немного более сложная:
Следующая схема построена на одноканальной микросхеме TL071 (одноканальный JFET операционный усилитель с низким уровнем шумов).
Основные параметры TL071
Каналов,шт | 1 |
VOS (тип.),мВ | 10 |
IBIAS (тип.),нА | 0.2 |
Полоса пропускания (тип.),МГц | 4 |
Slew Rate (тип.),В/мкс | 16 |
CMRR (тип.),дБ | 86 |
Gain (тип.),дБ | 86 |
Shutdown | Нет |
VCC,В | от 6 до 36 |
ICC на канал (макс.),мА | 1.4 |
TA,°C | от -55 до 125 |
Корпус | DIP-8 SOIC-8 |
Микросхема питается напряжением 9 Вольт, но особенность в том, что на нее можно подать большее напряжение 12-15 Вольт без опаски повредить микросхему и получить больше высоких частот.
Вот так можно быстро ее собрать на макетной плате:
Реализация тоже простая и достуная начинающему. Рекомендую пробовать на макетной плате — быстро можно проверить и научитесь работать с макетной платой для последующих эксперементов. У данной схемы также есть небольшая модификация, которая используется многими производителями гитарных педалей эффектов. Схему ее привожу ниже: